О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
С 2006 года Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики» проводит регулярные опросы учителей в рамках крупного
научного проекта «Мониторинг экономики образования». Исследование
позволило выявить некоторые примечательные тенденции. Как отмечают
преподаватели кафедры экономической социологии ВШЭ Я.Рощина и
Т.Филиппова в статье «Профессиональная
практика учителей государственных и частных школ: цифры и факты»
(«НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 10 за 2012 год), в последнее
время учителя школ, по их собственной оценке, стали чаще заниматься
исследовательской работой. В основном в рамках индивидуальных или
коллективных школьных проектов (в 2007 году – 34 % педагогов, в 2011 –
43%).
Правда, научная и методическая работа учителей пока еще
малорезультативна: 61% респондентов признали, что у них нет
собственных публикаций в прессе, они не выступают на конференциях. Лишь
11 % опрошенных публикуются в научных журналах. Но еще несколько лет
назад доля респондентов, имеющих подобные публикации, была в полтора
раза (!) меньше.
Еще одна тенденция: рост интереса к повышению квалификации в области
новых образовательных методик, иностранных языков, компьютерных
программ. Так, если в 2007 году хорошо и очень хорошо пользоваться
компьютерными программами умели, по их собственной оценке, 31%
учителей, то в 2011 году – уже 64%.
У значительной части педагогов проявляется стремление повышать
квалификацию без отрыва от работы. Лишь немногих учителей привлекают
такие формы, как участие в выездных школах, стажировках, программах
научного обмена, обучение по магистерским программам. Одна из причин
отсутствия этого запроса названа в другой публикации этого же журнала –
в статье Е.Руднева «Организационные
и неформальные способы профессионального развития руководства и
персонала». По наблюдениям автора, повышение квалификации
работниками образования зачастую рассматривается «как формальная
процедура, не влекущая за собой существенных изменений в их работе, не
оказывающая существенного влияния на результаты труда». Однако в
условиях подушевого финансирования отношение к постдипломному
образованию педагогов начнет меняться, считает эксперт. Это касается в
том числе и установок самих специалистов ИПК. Ситуация будет
подталкивать их к внедрению новых методик и интерактивных форм
повышения квалификации, например, к работе в формате коучинга. Автор
полагает, что можно прогнозировать «если не отказ от
предметоцентрированного подхода к организации повышения квалификации,
то появление некоторой ниши – эксклюзивного обучения, ориентированного
на персональный запрос, на «корпоративные» программы работы с
отдельными коллективами».
В эпоху бурного развития информационных технологий педагогу просто
необходимо учиться пользоваться сервисами, обеспечивающими коммуникацию
в интернет-среде. Одним из наиболее популярных является блог, или
онлайн-дневник. О том, как сделать первые шаги на пути к созданию и
использованию блогов, рассказывается в статье И.Табарчук «Образовательный блог: понятие,
особенности, виды. Создание блога учителя-предметника» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ», № 12 за 2012 год).
Автор начинает с разговора о том, что такое блог, чем он может быть
полезен учителю и что делает блог универсальным средством коммуникации,
которое можно применять для самых различных целей: информирования о
школьных событиях и мероприятиях, организации внеклассной работы,
ведения дискуссий, привлечения родителей к участию в
учебно-воспитательном процессе, реализации совместных детско-взрослых
проектов…
Вторая часть публикации посвящена представлению алгоритма создания
собственного блога, который состоит из нескольких шагов: определения
структуры онлайн-дневника, выбора блог-платформы – специального сервиса
для размещения блогов, создания своего аккаунта – учетной записи
непосредственно для создания блога.
Каждый шаг в статье прописан очень подробно, с размещением ссылок на
ресурсы, которые могут понадобиться в процессе работы. Например, в
качестве блог-платформы автор рассматривает возможность использования
четырех бесплатных служб: www.blogger.com,
www.livejournal.com,
www.blog.meta.ua,
www.blogs.mail.ru.