О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Рудольф
Дрейкурс, Вики Золц
Манифест счастливого
детства
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011
Дрейкурс, известный американский психолог, обращается к родителям,
готовым признать: «Наши дети ведут себя вызывающе, и мы беспомощны пред
ними». Они прикладывают массу усилий, но ситуация все ухудшается.
Книжка рассказывает, как «родителям и детям научиться уважать друг
друга, наслаждаться общением... соучаствовать в жизни друг друга» и,
самое главное, научиться выражать любовь, не раня своего ребенка. «Ведь
ни родители, ни дети не тираны и не деспоты, и каждому необходимо лишь
научиться ободрять и поощрять друг друга».
Для начала хорошо бы научиться понимать, почему ребенок ведет себя как
мучитель взрослых. Он, кстати, и сам зачастую не знает. Причины могут
быть разные. Ребенок или привлекает к себе внимание родителей, или
борется за власть над остальными членами семьи, или безобразничает в
отместку, или увиливает от обязанностей. Но в любом случае модель
поведения спровоцирована взрослыми. Здесь нет общих рецептов, значение
имеет все: количество братьев и сестер, старший ребенок или младший,
его врожденные способности. Но некоторые закономерности все же есть.
Например, такое наблюдение: «В семье из четырех детей второй и
четвертый часто формируют альянс». Все выводы сопровождаются внушающими
доверие примерами.
Так же подробно и убедительно показано, как мы невольно провоцируем
капризы и агрессию самыми мелкими бытовыми действиями, замечаниями,
наказанием. Уверенные в своей правоте, мы поощряем ложные цели ребенка.
Для выхода из этого порочного круга предлагается несколько принципов —
опять же с иллюстрациями. В их числе строгость без подавления,
возможность наблюдать естественные последствия, уважение,
упорядоченность жизни, соблюдение меры во всем... Собственно говоря, в
подзаголовке книги так и написано: основные идеи разумного воспитания.
И.В.Павлов
Общение с ребенком:
тренинг взаимодействия
СПб.: Речь, 2008
Вообще-то тренинг предполагает наличие ведущего-психолога,
который руководит продвижением в выбранном направлении. Но в нашей
стране вечнозеленых помидоров и спасенных собственными руками утопающих
книжку с описанием тренинга можно приспособить и для самообразования.
Кстати, автор, отлично понимающий реальное положение вещей, строил
книжку с учетом такой возможности. Он скорее ведет разговор с читателем
напрямую, чтобы «подтолкнуть взрослых к осмыслению своих отношений с
детьми, показать им, какие есть альтернативы и как можно по-другому
быть с ребенком, и... все».
Сначала автор предлагает круг самых «уязвимых мест в пространстве
детско-взрослых отношений»: как оценивать, хвалить и указывать на
ошибки; почему ребенок становится скрытным; как добиться послушания.
Чтобы родители могли выстроить линию поведения в каждой отдельной и
неповторимой ситуации, автор предлагает обратить внимание на то, как мы
предъявляем ребенку свое отношение к его активности, какие ошибки чаще
всего совершаем. Как зачастую неправильно расшифровываем, трактуем его
действия – чтобы избежать этого, предлагается воспользоваться активным
слушанием. С примерами. Практическое занятие можно организовать
незамедлительно, не выходя из детской.
Сложнее разобраться с правилами и ограничениями. Вернее, увидев в
списке р спространенных запретов не покраснеть, узнав свою излюбленную
реплику. Тут же приводится ошеломляюще простой пример, как запрещающие
правила «не разбрасывать игрушки» можно превратить в разрешающие –
«убирать игрушки на место».
И только после этого дается обычное описание тренинга. Если кто-то все
же решит провести его по правилам.