Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Чканикова Александра

Минута, с которой понимаешь: я – учитель...

Чем профессиональная культура отличается от перенятых примеров мастерства

Сейчас идет нелегкий процесс поиска новых подходов к содержанию и формам профессиональной педагогической деятельности. То тут, то там проходят совещания по разработке профстандартов, идет переоценка прежних норм, но до выработки четких позиций еще далеко. Значит, и у нас есть время подумать. О том, что работа педагога сегодня и по характеру, и по объему, и по содержанию сильно отличается от той, которую надо было осуществлять в советской школе. Изменились статус учителя, стиль отношений с учениками, администрацией школы. И мы сами, вне зависимости от того, что там решат с профстандартом, задумываемся о том, что будет с профессией, с институтом образования, с людьми, которых мы учим и выпускаем. Подспорье нашим раздумьям – исследования ученых. 

«Угадай профессию»

Есть такая настольная игра для маленьких. Задача – сопоставить рисованный портрет человека с его местом работы и орудиями труда на другой картинке. Учительницу в такой игре изобразить крайне сложно – ни спецодежды, ни других особых знаков. Художник изображает добродушную дамочку в очках и в строгом костюме, дает в руки указку, глобус, стопку тетрадей. Но разве эти атрибуты обозначают учителя? Что на самом деле делает учителя учителем? Образ мыслей, манера, мораль? Невидимая связующая нить, бегущая от педагога к ученику, от одного педагога к другому?
Социологи обратили внимание на эту проблему, в последнее время проведено несколько исследований об особенностях понимания молодыми преподавателями сущности профессиональной культуры. В фокусе исследования такая важная вещь, как осознание нашими преподавателями этической стороны своей деятельности, понимание того, что такое их профессиональная культура, из каких элементов она состоит, чему подчинена.
Что такое профессиональная культура вообще? Предлагаются разные трактовки. «Взаимодействие работника и профессиональной среды на основе представленных в ней высших образцов трудовой деятельности, обеспечивающих необходимое социуму качество выполнения работниками производственных обязанностей», например. Не поспоришь, но в чем суть представленных образов, кем и где представленных? Что такое «производственные обязанности» педагога?
Предлагается считать также, что культура труда – это и есть культура профессии. То есть, уходя гасить свет, соблюдать все регламенты и правила организации. Не слишком ли механистичный подход к осмыслению профессиональной культуры?
Более широкий подход предлагает социолог Ольга Крыштановская: «Профессиональная культура – это совокупность знаний, умений, навыков, традиций, социальных ценностей и стереотипов профессионального поведения».
Но вопрос и в самом деле непростой. Казалось бы, очевидно, что общая культура человека всегда лежит в основе профессиональной, и профессия просто помогает ее реализации в трудовой деятельности. Но с другой стороны – как быть, если носителем кодекса, скажем металлурга, окажется человек с весьма низким уровнем образования, не хороший ни в чем, кроме своей работы?
Но тут каждому понятно: про учителя так не скажешь.

«Теперь я педагог»

В какой момент начинающий специалист может произнести (подумать) эти слова?
На каком-то этапе становления в профессии у человека обязательно включается внутренний регулятор деятельности. Можно изо дня в день выходить к ученикам, что-то рассказывать, проверять работы, еще что-то положенное выполнять, а педагогом не быть. Но вдруг что-то начинает подстегивать его изнутри, заставляет оценивать себя, ставить собственные задачи. Это заработал регулятор деятельности в профессии. Начало становления профессиональной культуры, которая, во-первых, нацеливает на поиск, анализ, производство новых знаний. Во-вторых, регулирует поведение. В-третьих, обеспечивает воспроизводство имеющихся ценностей и создание новых. В конце концов возникает ощущение общности с коллегами: взаимопонимание, сопричастность в профессии. И вот теперь – да, ты человек педагогической культуры.
К сожалению, в современной системе образования многое препятствует нормальному прохождению «дорожки». Ложные управленческие стимулы вместо подлинно внутренних, идущих от запросов учащихся; сложная психологическая атмосфера в педагогических коллективах; разрушение преемственности, что очень тревожно, потому что профессиональная культура укрепляется во взаимодействии молодежи и маститых, опытных педагогов.
В ноябре–декабре 2011 года в Екатеринбурге социолог Елена Елисеева спрашивала молодых преподавателей: «Что вы скажете о культуре своей профессии?»
Выяснилось, что единогласия в ощущении профессиональной культуры нет.
Респонденты предложили такие варианты: набор необходимых знаний, умений, навыков – 32%, набор ценностей, норм, этических и моральных принципов – 24%, культура личности – 16%, умение хорошо делать свою работу, профессионализм – 16%, корпоративная культура – 12%, самореализация, стремление держать необходимую планку самоуважения – 12%, особый вид общей культуры, ее часть – 8%, культура труда – 4%, ответственность – 4%.
Иными словами, для большинства опрошенных профессионализм изначально подразумевает наличие особой культуры. Респонденты склонны отделять навыки от нормативно-ценностной компоненты: «хороший парень» не профессия – куда важнее, какой ты специалист.
Почти четверть респондентов понимают феномен профессиональной культуры как моральный императив, принятый в социально-профессиональной группе. Вероятно, это как раз те специалисты, которые признают: у педагога может быть своя мораль, быть может, выше и глубже общечеловеческой, а может быть, и просто немного иная.
На третьем месте по популярности среди молодых преподавателей встречается понимание профессиональной культуры как общей культуры личности, без каких-то особенностей.
Однако авторы исследования считают неправомерным сведение профессиональной культуры к общей культуре. Елена Елисеева даже делает вывод: эти шестнадцать процентов респондентов просто далеки от понимания сущности профессиональной культуры.

Учитель – это «я» или «мы»?

По мнению автора исследования, не понимают сущности профессиональной культуры педагога и те двенадцать процентов опрошенных, для которых оно тождественно понятию корпоративной культуры. Корпоративная культура определяет миссию, цель, нормы деятельности, ценности организации, но не личности.
А что же с другими двенадцатью процентами опрошенных педагогов, которые видят в профессиональной культуре стремление к саморазвитию, самореализации в профессии, здоровую амбицию? Тоже не понимают, так как не видят нужды солидаризироваться с коллегами?
При таком разбросе мнений был сделан адекватный шаг, обратились к экспертному опросу. И выяснилось, что в среде людей, которые призваны формировать профессиональную культуру молодого преподавателя, тоже нет четкого понимания этого феномена профессиональной культуры. В качестве доказательства Елисеева приводит цитаты:

«Я бы так сказал: во-первых, преподаватель должен быть профессионалом. Должен знать гораздо больше обучаемых хотя бы в том, что он преподает. Во-вторых, конечно, важны личностные характеристики. Это очень важно, чтобы преподаватель был доброжелательным, обаятельным, если хотите».

«Первое: совокупность знаний, определяющих возможность осуществлять преподавательскую деятельность по конкретному направлению. И отсюда наличие этих знаний у преподавателя. Второе – это система ценностных представлений о том, что должно профессиональное образование дать тому, кто его получает. И, наконец, третий элемент – это формирование определенной совокупности навыков, которые приобретает преподаватель».

«Если говорить о профессиональной культуре, это, в-главных, компетентность человека. То есть, человек должен быть компетентен в той науке, которую он преподает. И в методике преподавания. Это две главнейшие части профессиональной культуры преподавателя».

На основании достаточного количества экспертных мнений исследователь делает вывод: как молодые преподаватели, так и опытные эксперты отдают предпочтение знаниевой компоненте профессиональной культуры. Ценностной составляющей и нормативно-регулирующей компоненте отводятся второстепенные позиции. Что касается ценностей, то они у всех смещены в сторону общечеловеческих, а не личностных.

Елисеева пишет так: «Все это свидетельствует о том, что профессиональную культуру как нечто целое, осмысленное и целевое на сегодняшний день никто не формирует. Она формируется сама по себе в ходе трудовой деятельности специалиста».

Блеск и нищета общности

Получается, формированием своей собственной профессиональной культуры должен заниматься сам молодой педагог. Хорошо, если он попадает в адекватный коллектив и имеет перед глазами примеры мастерства, с которыми готов себя идентифицировать. А если нет? Эти два пути – слиться и отъединиться – молодому специалисту лучше проходить в данной последовательности, а не наоборот. Но выбор есть не у каждого, и в зависимости от обстоятельств одни перестают обращать внимание на всех, другие – на себя.
И тут стоит обратиться к еще одному исследованию профессиональной культуры педагогов. В «Блоге российского педагога» – http://rupedagog.ru/evolyuciya-ponyatiya-professionalnaya-kultura/ профессор Ирина Зимняя опубликовала интересную статью, в которой структурирует качества, определяющие профессиональную культуру педагога.
В структуру входят пять наиболее крупных единиц. Профессионально-деятельностный тезаурус, или доктринальное ядро знаний. Умение выделять профессиональную ситуацию из многообразия других. Понимание и осмысление сущности и ценности знаний (философия профессиональной деятельности). Умение применять всю номенклатуру средств и методов профессиональной деятельности. Готовность к саморазвитию и самосовершенствованию (рефлексивные умения).
Но самое большое место в описании этой концепции занимают вопросы социальной компетенции, обеспечивающей адекватность взаимодействия с людьми, группой, коллективом. И вот сюда же – разделение ценности бытия (жизни), культуры, языка, самосовершенствования, творческого подхода.
Тот факт, что сами педагоги осознают значение своей профессиональной общности слабее, чем исследователи, которые смотрят на дело со стороны, достоин осмысления. Определенно роль личности педагога очень важна в судьбе отдельного человека, но куда важнее, включен ли во всем сообществе тот регулятор профессиональной культуры, о котором говорилось выше. Тут речь о поколении.
Ведь что-то нас сложило такими. Кого-то мы тоже сейчас складываем.

Рейтинг@Mail.ru