ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
«Мы не боялись детских идей»
Образовательная инициатива родителей, у которой есть чему поучиться школе
Встречаются в нашей педагогической истории родители, которые
действительно готовы брать на себя ответственность за образование своих
детей. К сожалению, их инициатива обычно не вписывается в школьные
рамки. Остается где-то за пределами. Может, рамки расширить?
История началась много лет назад. Несмотря на то что мне в детстве не
всегда интересно было учиться, я почему-то решила стать учителем. Но
уже студенткой, придя на педпрактику, разочаровалась в школе
окончательно. Однако осталась по-прежнему неравнодушна к вопросам
образования, а потом у меня родилась дочь…
Я придерживаюсь принципа: не нравится – делай по-своему.
Поэтому когда ребенок был маленький, создала свой детский сад. Потом
пришло время идти в первый класс. Любознательный, открытый ребенок
сразу потерял интерес к учебе. Я забрала дочь на домашнее обучение. И
стало ясно: одной мамы недостаточно – настоящее развитие происходит
только в насыщенной образовательной среде. Решила создавать ее своими
силами. И личная история начала превращаться в общественную. Хорошо
должно быть не только моему ребенку, но и еще кому-то.
Что делать, в сущности, было непонятно. Но очень хотелось
разрушить прочную стену, существующую между школой и реальной жизнью.
Хотелось показать детям связь между тем, что написано в учебнике, и
тем, что творится в большом мире. Дать ребенку понятную цель учебы. И
требовалось действовать быстро, пока наши дети еще маленькие, пока им
все интересно, они много чего хотят.
С одной стороны, мы не боялись даже на первый взгляд бредовых
детских идей. Любое детское стремление способно стать поводом для
изучения чего угодно.
С другой стороны, хотелось познакомить малышей с реальными
профессиями через реальную практическую деятельность.
Поговорив с детьми и проанализировав ресурсы, выделили для
начала пять самых востребованных у аудитории профессий: кондитер,
фотограф, архитектор, мультипликатор. Открыли пять мастерских. Каждое
занятие – немного теории (лекция, экскурсия в настоящее архитектурное
бюро, на кухню ресторана) и немедленное воплощение нового знания в
материале. Создание какого-либо фрагмента будущего грандиозного
результата (хотя фрагмент сам по себе – тоже результат). Серия занятий
завершается презентацией чего-то настоящего и всем нужного. Кулинары
накрывают стол для друзей (от закусок до десерта), фотографы приглашают
на выставку, мультипликаторы, разумеется, на премьеру. Архитекторы
демонстрируют макет города, который действительно можно построить (в
ближайших планах – начать реальное строительство хотя бы одного дома по
детскому проекту).
За последний год список профессий существенно расширился.
Добавились зоологи и врачи, иллюстраторы, психологи, иллюзионисты,
режиссеры, актеры, веб-дизайнеры…
Каждый руководитель мастерской – профессионал в своей области,
продолжающий заниматься своим делом. Поэтому знания подмастерьям
достаются «из первых рук», от людей опытных и увлеченных. Поэтому и
учиться так интересно, что родители начинают завидовать. В планах на
будущее – создание параллельных (взрослых) или смешанных
(детско-родительских) групп.
Мы не говорим – математика, физика. Просто для нашего общего
дела нужно решить уравнение, построить график… Ребенок, занимаясь тем
или иным проектом, осваивает научные понятия, навыки, с которыми
непременно встретится на уроках. И ему не придется ждать 10 лет, чтобы
увидеть, зачем все это нужно. Он будет понимать, что с чем связано.
Кубики школьной программы сразу сможет встроить в реальность.
Это один из вариантов разрушения стены между школой и жизнью.
Бывает и по-другому. Например: прошли что-то на уроке – и сразу
придумали дело, в котором новое знание пригодится.
Надо сказать, люди, отвечающие за образование, чиновники из
департамента, знают о нашем проекте, сочувствуют нам. Но, увы, не могут
помочь. Нет у них нужных инструментов. Чтобы департамент действительно
мог стать поддержкой, наша система, медлительная, бюрократическая,
должна в корне измениться – на законодательном уровне. Я не могу ждать
месяцы, заполнять сотни бумаг, чтобы получить дотацию, помещение.
Во-первых, мой ребенок успеет повзрослеть, во-вторых, будучи человеком
из бизнеса, привыкнув все делать быстро, я просто не хочу
интегрироваться в этот кусок инерции.
И все же хорошо, что нас хотя бы не запрещают, не мешают.