ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Родительское собрание в стиле экшн
Общее дело рождает общий язык. Попробуем его найти!
В новом году с новой силой нам хочется включить родителей
учеников в образовательный процесс. В конце концов, они полноправные
его участники, наравне с педагогами и детьми. Но конструктивное
сотрудничество, к сожалению, налаживается не всегда. Намерения учителей
нередко наталкиваются на безразличие и даже сопротивление родителей.
Почему? Что происходит? И какие есть способы достичь взаимопонимания?
Мифы и реальность
Недавно Департамент образования Москвы озвучил результаты
опроса родителей: «Что для вас главное в жизни школы?» Родители
поставили на последнее место «возможность участвовать в управлении
жизнью школы»...
И это понятно. Школа редко готова обсуждать с внешним миром
содержательные проблемы. Родителей стараются приспособить к решению
формальных задач: деньги собрать, учебники купить, с ребенком уроки
выучить.
Но вместе с тем серьезному диалогу мешают и бытующие в сознании
родителей мифы. Вот лишь некоторые из них.
«Школа – это
родной дом». А вдруг оказалось, что конкретной девочке
здесь неуютно. И не потому, что школа плохая, – просто ей необходима и
своя семья. А мама, понадеявшись на школу – вон сколько в ней
экскурсий, спектаклей, праздников! – совсем забыла о разговорах по
душам и совместных путешествиях.
«Мой ребенок –
отличник». В семье принято заканчивать школу, причем
именно эту, самую лучшую, с самыми высокими баллами. А тут вдруг
тройки... Кто виноват? Родители или себя мучают, или ребенка. И уж
точно – педагогов.
«Тяжело в ученье».
Причем, чем тяжелее, тем лучше. Многочасовые сидения над учебниками,
репетиторы. А все что к учению не относится, интереса не вызывает.
«У нас
бесплатное образование». Поэтому любой денежный вопрос
рассматривается как попытка педагога что-то выгадать для себя. Касается
ли это оплаты театральных билетов, поездки в музей.
«Меня учили
правильно». Нормой признается школа детства родителя. Все
отступления считаются свидетельством упадка образовательной системы.
Общность взгляда
Изменение ситуации, выстраивание некой общей реальности
начинается с родительского собрания. Не традиционного, с докладами об
успеваемости и решением финансовых вопросов, а полуигрового (с
элементами тренингов), с непременным участием детей, очным или заочным
(письма, результаты анкетирования).
Про игры заранее лучше не говорить. Иначе мамы и папы не появятся в
классе. Они люди серьезные. Им нужно сообщить только тему будущей
встречи, важную и актуальную: «учебная мотивация» или «особенности
организации учебного процесса в новом году»... А вот про участие ребят
стоит сказать заранее. Родители придут просто из любопытства, ради
желания узнать, что на уме у ровесников любимого сына. К тому же дети
станут активными агитаторами. Им захочется взглянуть на свою семью в
необычной ситуации.
Для того чтобы дети и взрослые могли соотнести свои представления о
школе, о том, как и для чего нужно учиться, ведущий собрания (классный
руководитель, психолог, завуч) составляет небольшую анкету и
распространяет ее в тех классах, где это собрание назначено. Точнее,
даже не анкету, а несколько незаконченных предложений («Если я ученик
такого-то класса, то я люблю… не люблю… мечтаю»). Их сначала дописывают
ученики на какой-нибудь переменке. Если родители строгие, педагогам
стоит перепечатать детские записки – без ошибок. На собрании те же
предложения заканчивают мамы и папы.
Все суждения вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего
детско-родительские команды (лучше развести родственников по разным
группам) в течение нескольких минут обсуждают всего два вопроса: что
трудно в школе ребенку (раньше и теперь), что приносит радость?
Выступают не только представители команд, но и все желающие.
Разрешается рассказывать всякие истории, случаи из жизни. Постепенно
формируется образ школы прошлого, несколько идеализированный, как любое
воспоминание детства, но в то же время довольно подробный. И образ
современного учебного заведения. Тоже чуть приукрашенный (ребята ведь
сознают, кто будет читать их записочки), но живой и содержательный.
Теперь можно сравнивать, искать решение проблем, спорить. И не то чтобы
лично с кем-то – о ситуации в целом.
Завершать дискуссии нужно чем-то радостно-объединяющим. Например,
викториной на знание реалий «чужой» эпохи – дети сразятся со
взрослыми. Придумают вопросы друг для друга (в каком классе принимали
когда-то в пионеры и в какие игры теперь разрешено/запрещено играть в
компьютерном классе).
Конфликтология
Конфликты, столкновение интересов – неизбежная составляющая
школьной (и семейной) жизни. Предложим на ближайшем собрании несколько
упражнений для тренировки умения спорить цивилизованно и конструктивно.
Одна из простейших игр – «Нелепая просьба». Педагог раздает листочки с
заявлениями-просьбами «от общественности», заведомо неразумными
(заказывать обеды в соседнем кафе, поскольку столовские несъедобны,
обязать всех детей класса вести записи только в тетрадях с зеленой
обложкой – во имя политкорректности). Родители, объединившись в
небольшие группы, от лица администрации, педагогического коллектива
школы должны вежливо и аргументированно отказать. А потом коллективно
обсудить: покажется ли просителю отказ обидным? Как преподнести его в
более мягкой форме? Нужно ли это делать? Следует ли преподавателю
подключать родителей к обсуждению реальных конфликтов и личных
инициатив? В какой момент? В какой форме?
Аналогичное упражнение – «Письмо директору». В некой школе
администрация собирается обязать родителей по вечерам дежурить на
улице, обходя школу и следя за порядком. Нужно дать достойный ответ
«раззадорившимся» начальникам. Каждой группе родителей предлагается
сделать это в своем духе: кому-то по жребию выпадает приспосабливаться,
другим – уклоняться. Есть те, кому придется искать
компромисс... Аудитория угадывает выпавшую на долю соседей стратегию.
Обсуждаются преимущества и недостатки каждой стратегии.
Возможно, не все родители станут после таких игр активными участниками
школьной жизни. Но решать спорные вопросы с ними будет несколько проще.