Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Борисова Людмила

Родительское собрание в стиле экшн

Общее дело рождает общий язык. Попробуем его найти!

В новом году с новой силой нам хочется включить родителей учеников в образовательный процесс. В конце концов, они полноправные его участники, наравне с педагогами и детьми. Но конструктивное сотрудничество, к сожалению, налаживается не всегда. Намерения учителей нередко наталкиваются на безразличие и даже сопротивление родителей. Почему? Что происходит? И какие есть способы достичь взаимопонимания?

Мифы и реальность

Недавно Департамент образования Москвы озвучил результаты опроса родителей: «Что для вас главное в жизни школы?» Родители поставили на последнее место «возможность участвовать в управлении жизнью школы»...
 И это понятно. Школа редко готова обсуждать с внешним миром содержательные проблемы. Родителей стараются приспособить к решению формальных задач: деньги собрать, учебники купить, с ребенком уроки выучить.  
Но вместе с тем серьезному диалогу мешают и бытующие в сознании родителей мифы. Вот лишь некоторые из них.

«Школа – это родной дом». А вдруг оказалось, что конкретной девочке здесь неуютно. И не потому, что школа плохая, – просто ей необходима и своя семья. А мама, понадеявшись на школу – вон сколько в ней экскурсий, спектаклей, праздников! – совсем забыла о разговорах по душам и совместных путешествиях.

«Мой ребенок – отличник». В семье принято заканчивать школу, причем именно эту, самую лучшую, с самыми высокими баллами. А тут вдруг тройки... Кто виноват? Родители или себя мучают, или ребенка. И уж точно – педагогов.

«Тяжело в ученье». Причем, чем тяжелее, тем лучше. Многочасовые сидения над учебниками, репетиторы. А все что к учению не относится, интереса не вызывает.

«У нас бесплатное образование». Поэтому любой денежный вопрос рассматривается как попытка педагога что-то выгадать для себя. Касается ли это оплаты театральных билетов, поездки в музей.

«Меня учили правильно». Нормой признается школа детства родителя. Все отступления считаются свидетельством упадка образовательной системы.


Общность взгляда

Изменение ситуации, выстраивание некой общей реальности начинается с родительского собрания. Не традиционного, с докладами об успеваемости и решением финансовых вопросов, а полуигрового (с элементами тренингов), с непременным участием детей, очным или заочным (письма, результаты анкетирования).
Про игры заранее лучше не говорить. Иначе мамы и папы не появятся в классе. Они люди серьезные. Им нужно сообщить только тему будущей встречи, важную и актуальную: «учебная мотивация» или «особенности организации учебного процесса в новом году»... А вот про участие ребят стоит сказать заранее. Родители придут просто из любопытства, ради желания узнать, что на уме у ровесников любимого сына. К тому же дети станут активными агитаторами. Им захочется взглянуть на свою семью в необычной ситуации.
Для того чтобы дети и взрослые могли соотнести свои представления о школе, о том, как и для чего нужно учиться, ведущий собрания (классный руководитель, психолог, завуч) составляет небольшую анкету и распространяет ее в тех классах, где это собрание назначено. Точнее, даже не анкету, а несколько незаконченных предложений («Если я ученик такого-то класса, то я люблю… не люблю… мечтаю»). Их сначала дописывают ученики на какой-нибудь переменке. Если родители строгие, педагогам стоит перепечатать детские записки – без ошибок. На собрании те же предложения заканчивают мамы и папы.
Все суждения вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего детско-родительские команды (лучше развести родственников по разным группам) в течение нескольких минут обсуждают всего два вопроса: что трудно в школе ребенку (раньше и теперь), что приносит радость?
Выступают не только представители команд, но и все желающие. Разрешается рассказывать всякие истории, случаи из жизни. Постепенно формируется образ школы прошлого, несколько идеализированный, как любое воспоминание детства, но в то же время довольно подробный. И образ современного учебного заведения. Тоже чуть приукрашенный (ребята ведь сознают, кто будет читать их записочки), но живой и содержательный.
Теперь можно сравнивать, искать решение проблем, спорить. И не то чтобы лично с кем-то – о ситуации в целом.
Завершать дискуссии нужно чем-то ра­достно-объединяющим. Например, вик­ториной на знание реалий «чужой» эпохи – дети сразятся со взрослыми. Придумают вопросы друг для друга (в каком классе принимали когда-то в пионеры и в какие игры теперь разрешено/запрещено играть в компьютерном классе).


Конфликтология

Конфликты, столкновение интересов – неизбежная составляющая школьной (и семейной) жизни. Предложим на ближайшем собрании несколько упражнений для тренировки умения спорить цивилизованно и конструктивно.
Одна из простейших игр – «Нелепая просьба». Педагог раздает листочки с заявлениями-просьбами «от общественности», заведомо неразумными (заказывать обеды в соседнем кафе, поскольку столовские несъедобны, обязать всех детей класса вести записи только в тетрадях с зеленой обложкой – во имя политкорректности). Родители, объединившись в небольшие группы, от лица администрации, педагогического коллектива школы должны вежливо и аргументированно отказать. А потом коллективно обсудить: покажется ли просителю отказ обидным? Как преподнести его в более мягкой форме? Нужно ли это делать? Следует ли преподавателю подключать родителей к обсуждению реальных конфликтов и личных инициатив? В какой момент? В какой форме?
Аналогичное упражнение – «Письмо директору». В некой школе администрация собирается обязать родителей по вечерам дежурить на улице, обходя школу и следя за порядком. Нужно дать достойный ответ «раззадорившимся» начальникам. Каждой группе родителей предлагается сделать это в своем духе: кому-то по жребию выпадает приспосабливаться, другим – уклоняться. Есть те, кому придется  искать компромисс... Аудитория угадывает выпавшую на долю соседей стратегию. Обсуждаются преимущества и недостатки каждой стратегии.
Возможно, не все родители станут после таких игр активными участниками школьной жизни. Но решать спорные вопросы с ними будет несколько проще.

Рейтинг@Mail.ru