Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕРЕВОДИМ ЧАСЫ НА УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ


Меркулов Филипп

От зимней вьюги до летнего ветра

Учебный календарь, составленный на одном дыхании

Какие-то дотошные люди посчитали: за время учебы в школе ребенок более 20 раз сочиняет на тему «Как я провел каникулы». На родном языке, на иностранном, устно и письменно, летом и зимой. Честно сказать, ему это надоедает за одиннадцать-то лет. Поэтому некоторые педагоги в начале полугодия пытаются разнообразить традицию.

«Как я провел каникулы»

Малыши и подростки класса до шестого-седьмого все-таки нуждаются в том, чтобы взрослые создали для них ситуацию безопасного рассказывания, при полном внимании аудитории.
Говорить всем по очереди в классе, где рвутся в бой двадцать с лишним повествователей, нереально. Через 10 минут слушатели отвлекутся и заскучают.
Один из способов – парные диалоги. Сначала Петя Васе выкладывает самые-самые новости. За минуту. Потом Вася – Пете. Далее каждый рассказчик ищет себе нового напарника. Но сообщает ему не свою историю (скучно повторять одно и то же), а только что услышанную. В ответ получает тоже чью-то «постороннюю» сагу. Через 10–15 минут ребята в курсе событий из жизни половины одноклассников. Пора полученные знания как-то использовать. Например, устроить викторину, вопросы для которой ученики придумывают, опираясь на собственные повествования, и сдают педагогу на листочках. Учитель читает записочки, самые шустрые и памятливые получают призы. Люди, пережившие необыкновенные приключения, награждены восхищенными охами и аплодисментами друзей.
По следам парных диалогов можно предложить группам учеников разрекламировать (подготовить плакаты, слайды) географические точки, куда занесла судьба друзей в недавние праздники, культурные достопримечательности, виды деятельности, книги, фильмы, полезные или ужасные подарки – все зависит от преподаваемого предмета и целей урока.
Иногда у детей каникулы протекают довольно уныло. Поэтому, ради все той же внутренней безопасности, расширяем границы (говорим про все минувшие годы, не только про последний) или вообще предлагаем излагать мечты и планы наравне с реальными событиями.

Красный день календаря

Первые уроки января – время не только вспоминать, но и проектировать. Понадобится один из календарей – их всегда дарится множество в предновогодней суете.
Для старшеклассников оставшиеся месяцы – финишная прямая перед экзаменами. Вместе с ребятами прямо по числам распределим темы для повторения – синим стержнем. Красной ручкой надпишем дни диагностических работ: чтобы помнить о них, готовиться или, наоборот, заранее расслабляться. Умудримся поместить оставшиеся до выпуска экскурсии, поездки, прочие радости жизни – в зеленом цвете. Наметим черными чернилами периоды неизбежных «затмений разума», чтобы не нервничать – они не навсегда. Опасные для интенсивной учебы весенние солнечные деньки покрасим желтым.
Яркая палитра предстоящего нелегкого, но и не мрачного полугодия – перед глазами. Сложившийся образ, мысленно уже почти пройденный. А значит, не такой страшный. К нему можно возвращаться, вносить коррективы, видеть в раскрашенных клеточках доказательство успешной работы или немой упрек, побуждающий напрячь угасающие силы.
Тем, кому экзамены пока не грозят, календарь поможет увидеть будущий год глазами ученого-энтузиаста. Каждой группе по жребию достается какой-нибудь месяц, предоставляется возможность пользоваться энциклопедиями, интернетом. Задача – найти как можно больше знаменательных для изучаемой науки дат: юбилеи открытий, дни рождений великих ученых, годовщины славных событий.
На доклад с одновременным пришпиливанием забавных символов и картинок дается три-четыре минуты. Класс удивлен количеством праздников, дорогих сердцу истинного математика или географа. Кто не запомнил лавину имен и умных слов с первого раза, сможет еженедельно смотреть на пестрый календарь в кабинете.
Для пяти- или шестиклассников календарь превращается в настольный квест под названием «Дойди до лета!». Команды будут кидать кубики. Получать задания, соответствующие выпавшему дню недели (карточки «рубашками» вверх заранее разложит учитель или их предварительно подготовят сами же ученики), перескакивать через апрельские недели (разноцветные магнитики указывают место игроков на игровом поле), пропускать ход в февральскую вьюгу.
Урок пролетает незаметно, и кажется, будто и лето не за горами.

Рейтинг@Mail.ru