ПЕРЕВОДИМ ЧАСЫ НА УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Первые уроки января
Чтобы все пройденное вспоминалось будто само собой!
Вот мы и переходим от шумных веселых праздников к напряженной
учебе. Конечно, не хочется, чтобы этот переход был резким, болезненным.
Поэтому обычно учителя стремятся превратить свои занятия в
увлекательные, азартные и одновременно содержательные события.
Придуманные ими формы, если пофантазировать, легко приспособить, в
сущности, для любого предмета школьной программы, модифицировать
под особенности разных по возрасту и интересам учеников.
Бинго!
Московский учитель истории Евгения Воробьева
играет с учениками в лотерею Бинго. И повторение, и развлечение.
Подготовка нехитрая. Раздать школьникам разлинованные карточки.
Экспресс-вариант – 5х5. В крайнем случае дети и сами на листочках
начертят. В центре клетка зачеркнута – осталось 24 чистых. На доске
(экране) заранее составлен список из 24 ответов: имена, даты, термины…
В произвольном порядке ученики записывают их в свободные клеточки. В
результате у каждого получается своя табличка, неповторимая.
Педагог читает вопросы четко, не торопясь, но и не медля, чтобы
избежать лишних совещаний «в зале». Ребята зачеркивают клеточки, в
которых, как им кажется, находятся ответы на прочитанные вопросы.
Через несколько минут кто-то радостно кричит: «Бинго!» Значит, у него в
ряду или в столбике оказались зачеркнутыми все клеточки. Быстрый взгляд
– проверка правильности (можно и вслух, но тогда времени уйдет больше,
а следующим игрокам будет полегче). Законная пятерка в журнал.
Очевидно, таких отличников за урок может появиться еще четыре. Знатоки
истории и немного везунчики – удачно расположили ответы по клеточкам.
Остальным тоже нет смысла расстраиваться. Можно сдать подписанные и
заполненные карточки, получить заслуженные пятерки. Можно устроить
коллективную проверку правильности соответствий. Награды достанутся
самым активным.
Хорошо, когда в конце первого урока в журнале появляется столбик
хороших отметок и все пройденное вспоминается словно само собой, без
всяких домашних заданий на каникулы.
Елочка нарядная
Елка – самый привычный атрибут сезона. Учитель физики из
Оренбурга Марина Вискова использовала праздничный символ во вполне
деловой ситуации. Она украсила нарисованное на листе дерево
разноцветными шарами (кружки цветной бумаги), на оборотной стороне
которых прячется вопрос. Естественно, зимний и вполне физический.
«Почему ветки ивы под тяжестью снега не ломаются? Почему свежевыпавший
снег белый? Почему он в мороз скрипит под ногами? Как слепить прочный
снежок?»
Представители команд снимают с доски любое украшение наугад, в течение
нескольких минут пытаются сформулировать ответ, опираясь на параграфы
учебника, собственный жизненный опыт.
К примеру, все знали, что снежки лучше лепятся из чуть подтаявшего
снега, нужно только сжать покрепче. А теперь удается сообразить: вода!
Именно она, образовавшись при сжатии комочка, заполняет воздушные
промежутки внутри снега и, подмерзая, превращает пушистый шарик в
довольно прочное боевое ядро.
Иногда возникают ученые споры, требующие серии экспериментов. К
примеру: «Почему снег задерживается на ветках деревьев?» Сначала
убеждаемся: на тех же ветках песок не задерживается, сколько ни сыпь
(ветки и песок в кабинете оказались не случайно – учитель предвидел
события). Значит, дело в свойствах снега. Выносим ветки на холод (на
перемене), посыпаем снегом. Опять нет результата. Значит, важны еще и
внешние условия. Кто-то умудряется вспомнить, что снежные шапки
нарастают в оттепель…
Чем больше открытий совершили ребята, тем красивее становится елка на
доске – шарики с правильными ответами возвращаются на ветки.
Кстати, развешивать игрушки разрешено не только учителю. Ребята тоже
записывают свои зимние задачки и вопросы на цветных кружочках – про
скорость лыжника, несущегося с горы, силу трения под его лыжами, про
силу тяжести, которая действует на снежинку весом в 1 миллиграмм...
Получается настоящая самостоятельная работа. Берешь с ветки чужой
шарик, решаешь, сверяешься со списком ответов, лежащим на столе
учителя, – каждый автор вписал туда свое решение (учитель, разумеется,
проверил). Вешаешь игрушку обратно. Тянешься за следующей. Есть
договоренность: три больших шара, или четыре маленьких, или один
огромный – «пять». Не успел на уроке – бери на дом цветную головоломку.
Суетиться вокруг елки в классе, возиться с шариками дома чуть веселее,
чем просто решать примеры из задачника.
Блеф-клуб
Татьяна
Максименко, преподаватель начальной школы, на уроках
изучения окружающего мира играет со своими учениками в Блеф-клуб.
Команды участников заранее или прямо на уроке готовят (по личным
воспоминаниям и материалам учебника, энциклопедий, интересных журналов)
несколько совершенно правдивых и несколько научно недостоверных историй
из жизни зимнего леса, его обитателей.
Первый тур. Каждая группа вытаскивает из колоды по одной карте, не
показывая ее соперникам. Если выпали черви или бубны – говорить правду.
Если пики или крести – обманывать. Команды по очереди рассказывают одну
из подготовленных историй, в соответствии с доставшейся картой.
Слушатели решают – верить или не верить. Бонусы (конфетка или бумажная
снежинка) достаются тем, кто сумел отличить реальность от вымысла. Если
рассказчики запутали большинство соперников, они тоже получают бонус.
После нескольких туров наступает очередь педагога. Он спрашивает
игроков: «Верите ли вы, что айсберг может быть высотой с девятиэтажный
дом? (Да, такие плавают у берегов Гренландии.) Что, если на свисающую с
крыши сосульку надеть варежку, она согреется и растает? (Нет, варежка
не согревает – она лишь сохраняет температуру.)» Самые проницательные
команды (при желании этот этап превращается в индивидуальное
состязание) получают максимальное количество бонусов, которые по
заранее оговоренной формуле «конвертируются» в традиционные оценки.
Потом конфеты дружно съедаются, снежинки вклеиваются в тетрадь. Год
начался удачно!