Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Витковский Анатолий

Когда пробелы в знаниях восполняются... озарениями!

Мастер-класс по педагогическим мастерским

Вы замечали? Новое никогда не приходит плавно на смену старому, оно врывается и зачастую не по своей воле – время зовет. И пусть перед ним захлопывают двери – оно пробивается сквозь стены. Сколько раз уже было – и вот новая волна освобождения возможностей человека посредством образования. Вспомним, в 20-х годах прошлого века группа французских педагогов и психологов «Новое образование» начала разрабатывать технологию педагогических мастерских – учить как бы не уча, через создание специальных ситуаций, в которых опыт, знания, интуиция человека востребуются и обогащаются в общении. Вспомним наши 80–90-е годы, всплеск личностно-ориентированных педагогических практик. Тогда же наши учителя заинтересовались технологией педагогических мастерских. И каждый раз что-то мешает. Но счастлив узнавший и признавший новое – его время не кончается. В программе состоявшейся недавно в Санкт-Петербурге конференции, посвященной новым образовательным стандартам, вновь были заявлены мастер-классы по технологии педагогических мастерских. Нам удалось побывать на занятии преподавателя литературы Санкт-Петербургского педколледжа № 4 Жанны АНДРЕЕВОЙ.

Секрет точки Х

Мастерская Жанны Андреевой была посвящена сложной теме: знакомству с творчеством Хармса и вхождению в труднопостижимый и далекий мир авангарда. С чего начать такое занятие? Если бы это был обычный урок, скорее всего вначале педагог обозначил бы то, что предстоит изучить. Жанна Олеговна начала с загадочной фразы «Путь к Х», которую она написала на доске. А затем попросила учеников выдвинуть свои предположения: куда нам предстоит держать путь?
Тут надо сделать небольшое пояснение: всякая мастерская начинается с обязательного этапа, который французские педагоги называют индукцией (от латинского induction – наведение, побуждение). Для чего нужен этот этап? Все просто: чтобы самостоятельно что-то постичь или создать, надо прежде всего захотеть это сделать. Иными словами, необходимо, чтобы у ребенка возникла энергетическая, эмоциональная заряженность на внутреннюю работу. Для создания подобного настроя в педагогических мастерских и служит индуктор. Как правило, это особое задание, которое, с одной стороны, обращает к личному опыту, с другой – связывает с главным смыслом предстоящей работы. Зачастую на мастерской бывает несколько индукторов, ориентированных на детей с разными особенностями восприятия информации, разными типами интеллекта.
Для своей мастерской «По Хармсу» Жанна Олеговна придумала два индуктора. После того как ребята высказали свои предположения – путь к храму, путь к художнику, путь к неизвестному – «Х», к хаосу, педагог предложила разделиться на группы, чтобы выполнить одно из нескольких заданий по выбору.
Например, одно из заданий состояло в том, чтобы в пяти предложениях рассказать о сегодняшнем утре, и там обязательно должна быть деталь, отличающая сегодняшнее утро от всех других утр. Ребята поочередно зачитывали свои предложения в определенной последовательности: сначала все зачитывали первое предложение своего текста, потом второе… Получилось: «Проснулась по звонку будильника», «Мама три раза пыталась разбудить», «Вскочил, потому что заиграла музыка»… Абсурд?
Другое задание – другой группе: попробовать «вселиться» в какой-нибудь предмет и от лица предмета описать окружающую обстановку.
В общем, задания вносили интригу и подогревали интерес к дальнейшим событиям. Естественно, к чему все идет, понять было трудно, но по идее каждый из продуктов творческой деятельности перекликается с каким-то произведением Хармса.

Способ сокращения расстояний

Теперь работа с первичными представлениями ребят, так или иначе связанными с темой мастерской. По логике создателей технологии эта работа должна быть организована таким образом, чтобы у детей возникали конкретные познавательные запросы «по теме». Так исполняется правило о том, что учитель не должен сообщать новую информацию, пока у ребенка не возникнет информационный запрос. Нередко для того, чтобы подобный познавательный интерес зародился, педагог выстраивает целую цепочку различных заданий. Что же происходило у нас?
Когда атмосфера интриги была создана и Жанна Олеговна раскрыла карты и дописала к Х недостающие буквы, проявился Хармс.
Теперь она предложила каждому в своей тетради на отдельном листе поставить точку «Я» и точку «Х» и условно обозначить расстояние, на котором он находится от Хармса. И между точками написать слова, которые их разъединяют или объединяют. Получилось: «Слышала имя, но ничего о нем не знаю… Кажется, он написал о Таксике? …Наверное, зарубежный писатель…» Стало видно, что слово «Хармс» мало что говорит современным детям, однако далее «провал в знаниях» начал стремительно заполняться от задания к заданию.
И снова групповая работа: небольшой отрывок повести «Старуха». Задание: создать радиоспектакль, то есть не только выразительно прочитать текст, но и обеспечить эпизод шумами или музыкальным сопровождением (в ход пошли мобильники). А потом каждая группа по очереди исполняла, стараясь делать это артистично, свой фрагмент.
И далее – обсуждение: какие чувства вызывает, какой человек мог написать такое?
Настало время чтения детских стихов Хармса, содержание которых затем тоже разобрано в группах, но особым образом. Ребята организовали несколько «редакционных коллегий», каждая из которых должна была принять решение: стоит ли это печатать сегодня?
Череда заданий дает множество важных эффектов.

Приращения в диалоге

Во-первых, работая в парах и группах, участники мастерской начинают ощущать ценность иного, отличного от своего, мнения.
Во-вторых, разноплановость заданий позволяет проявлять себя с лучшей стороны разным детям, в том числе тем, чьи учебные успехи весьма скромные. Пусть они мыслят не так академично и «грамотно», но зато их идеи порой бывают гораздо более креативными.
В-третьих, в ходе работы педагог делает остановки в наиболее трудных для понимания моментах, чтобы дать возможность ученикам задать вопрос либо что-то записать, проинтерпретировать особо оригинальную цитату.  
Наконец, в-четвертых, по ходу выполнения различных заданий очевидным образом менялось отношение учеников к Хармсу и его творчеству. Вначале у большинства ребят обнаружилась практически полная неосведомленность в вопросе, потом, при знакомстве с текстами, у некоторых возникло сомнение: можно ли это вообще отнести к литературе? Не бред ли это больного человека? Но постепенно скепсис и недоумение сменились более позитивным восприятием: это забавно, оригинально, умно!
Так образ Хармса поворачивался все новыми гранями, эмоционально окрашенными смыслами, становился более притягательным – а все потому, что соблюдался ключевой принцип мастерских: не изучить, а проживать.

Встреча с Парадоксом

Но идем дальше. На следующем шаге ребят ждет самое настоящее потрясение: учитель раздал протоколы допроса писателя, и ученики узнали, что за «детские» стишки, которые они недавно так весело читали, в тридцатые годы прошлого века человек мог запросто угодить в тюрьму и даже быть расстрелянным! В этот момент у некоторых ребят, как озарение, родилась догадка: так может, это не человек болен, а с миром что-то неладно? И может быть, весьма своеобразные тексты Хармса – это такой способ защиты от абсурдности мира?
Резкий, ошеломительный разрыв с прежними представлениями, когда человеку внезапно открывается новое в уже, казалось бы, понятном. Этот момент специально конструируется в данной методике, у него есть название, ситуация разрыва. Отметим, что «разрыв» здесь достигается за счет проживания нелогичности ситуации: детские стихи – и расстрел! И мы только что приняли решение, что стихи эти полезны и хороши сегодняшним детям! Мы его разрешили! Счастье, что мы не тогда, а теперь живем!
Подобные парадоксальные переживания активизируют работу интуиции, обращение к которой – ресурс работы педагогических мастерских.
Мастерская «Путь к Хармсу» была рассчитана на три занятия, и примерно в середине, когда у ребят накопилась некая критическая масса представлений по теме, педагог начала знакомить детей с теми знаниями, которые наработаны в культуре.
Жанна Олеговна предложила ребятам для ознакомления небольшие литературоведческие тексты, например, о группе обэриутов, о художниках-авангардистах. Тоже на выбор, тоже – для группы.
А потом итоговая работа. Можно выбрать: написать эссе «Слово в защиту абсурда», эссе «Мой путь к Хармсу» либо присоединиться к группе, которая будет разрабатывать проект памятника Хармсу в Санкт-Петербурге – в визуальном формате, в виде рисунка или макета.
Завершает мастерскую устная рефлексия: что нас удивило? что нового мы узнали? чем эти знания нам могут быть полезны?

Дорога без конца

Знакомясь с конкретной практической работой педагога, мы увидели все ключевые этапы обучения в мастерской. Осталось узнать о результатах. Жанна Андреева главный результат видит в том, что ученики, которые совсем недавно ничего не знали о Хармсе, начинают по собственной инициативе знакомиться с его творчеством.
Интерес к теме еще долго не угасает, и на новых занятиях начинают звучать мысли, касающиеся затронутых на предыдущей мастерской проблем. Идет кристаллизация, дело не быстрое, наращивается содержание к более общим вопросам, например: в какой степени власть сможет вторгаться в область искусства, должна ли быть чем-то ограничена свобода художника? Поэтому никто не может предсказать, когда и к каким озарениям приведет очередная мастерская.
Ведь понимание – это не этап, а состояние, и у каждого оно возникает в свое время. Как говорят сами французские педагоги, «новое образование – это не технология, это путь». Помимо прочего путь еще и в том смысле, что по мере обретения опыта участия в мастерских ученик начинает осознавать закономерности продвижения к прорывам в понимании и творчестве, открывать для себя перспективу интересной и яркой жизни. Так и для учителя, который начинает знакомиться с технологией мастерских, это новая дорога.
Тому примеров много, и заслуженный учитель Инна Мухина, которая первой из российских педагогов познакомилась с педагогическими мастерскими и долгое время обучала этому подходу учителей, может рассказать немало примечательных случаев.
Например, как на семинаре в формате недельного погружения одна учительница всякий раз после окончания очередной мастерской скептически замечала: «Ну и зачем это все тянуть, если можно сразу дать?» И в каком же потрясении была Инна Алексеевна, когда на следующий год в новой группе увидела эту учительницу!
– А вы зачем здесь? Вы же считаете, что следует учить проще.
– Простите, мне кажется, я только здесь начала кое-что понимать про обучение.

Рейтинг@Mail.ru