Разговоры с мороза: старшеклассники о времени, о школе, о себе
Были каникулы. И вот дети пришли с мороза,
раскрасневшиеся. С новыми силами,
с новым настроением! А чтобы легкость не покидала нас как
можно дольше, мы делимся с читателем записью разговора с
десятиклассниками гимназии № 1566. Потому что одно дело –
повседневные мимолетные касания, совсем другое – зафиксированные
суждения, проговоренные надежды наших учеников…
«Я, когда думаю, всегда
улыбаюсь!»
– Ну что, если у вас в газете нет никакой вредной пропаганды,
пишите наши имена: Диана Салахетдинова, Настя Поддубная, Ира Иванова,
Кожина Кристина, Сатаров Дали, Иванов Павел. И два учителя с нами.
– Наше поколение? Как всегда, поколение осуждается самим поколением,
Чацкий и Онегин тщательно отталкиваются от своего поколения, хотя
являются частью его. И я часть этой ерунды, как они. А что ты
улыбаешься?
– Я, когда думаю, всегда улыбаюсь.
– Есть данные: 80% населения страны дома не выключают телевизор – общая
информация людей объединяет. Хорошо быть частью общества.
– А как стать собой, не думал?
– Ха, но как человек вырабатывает себя, свой стиль и вкус? Все равно
что-то повлияло на него – люди, случай, чужой опыт, книги, фильмы. Мы
делаем прикидки на себя, строим модели поведения.
– Все истины банальны, все дело в том, как их представить. Отовсюду нас
учат: надо много трудиться, чтобы чего-то добиться. Но правда ли это?
Не всегда. Кому-то везет. Правда – надо истинно желать. Тогда
добивайся, утверждай себя.
– А мне интересна не цель, а процесс: узнать, дойду ли до конца, даже
если цель уже разочаровала. Надо обязательно дойти.
– А моя цель – не ставить целей, у меня есть образ, мечта. Но если я ее
поставлю, могу стать жестоким. Надо ли образ переводить в цель? Почему,
когда мы не знаем человека, нам легче общаться?
«У меня забота о школе»
– Мне хочется настоящего тепла и заботы по отношению всех ко всем в
нашей школе. Без гадостей в адрес друг друга. Но что я вижу?
Пятиклассники хамят старшим, могут и толкнуть. У нас такого не было.
Надписи некультурные стали появляться. Этого не было. Пока еще
старшеклассники сохраняют школу, хотят сделать ее лучше, все в чем-то
задействованы, а что потом?
– Ты просто повзрослела, новые дети тебе неприятны. Ты подумай, почему
они другие? Общество деградирует, дети смотрят пошлости по телевизору и
думают, что так и должно быть.
– Пошлое – это что? Бездарное, банальное, некрасивое, плохо сделанное.
А почему люди на это ведутся?
– Не будем говорить о разных обстоятельствах, которые действительно
затрудняют выбор. Но очень много ситуаций, когда ты можешь, но не
хочешь напрячься. Мы приходим домой, там столько места, столько дел, но
мы садимся к компьютеру – и все. А выбор-то есть.
«Не нахожу, к чему можно
стремиться»
– Я не знаю, к чему стремиться, какие цели ставить. Учиться
хорошо лень, как получается. Возможностей на будущее много, и я думаю о
том, что мне не подходит. Там интересно, но маленькая зарплата, там
конкуренция, в офисе точно сидеть не буду. И вот я могу взяться и
выучить-понять биологию-химию, чтобы что? И вот я просто стараюсь
поддерживать себя по предметам, где ЕГЭ.
– Ты не можешь предназначение услышать!
– Мне всегда нравилось общаться. Когда появился новый человек, который
открыл мне глаза на что-то, еще какое-то место, еще человек.
«Ломать надо правильно»
– Как построить хорошую школу? Чтобы школа была домом, как
семья, должны быть столпы и люди. А у нас все чаще столбы.
– Нам рассказывали на уроке, что прежде чем ломать, надо вокруг старого
дома построить новый и только потом разбирать старый.
– Хоть новое, хоть ремонт старого – чтобы отстроить, беру один кирпич и
кладу его настолько хорошо, как только можно. Потом другой. Так можно
построить дельную стену. А начинать с деталей. Вот захожу в школу,
слышу звонок, и эта музыка меня убивает. Нормально – сменить. Составить
список востребованных песен, выбрать и сменить. Но каждый думает:
почему я?
– У нас актовый зал не ахти, денег мало у школы.
– Да ладно, Шостакович в блокаду играл, никто не говорил, что условий
нет. Тут люди не хотят. Или им не надо.
– Я и говорю – столпы нужны. Таланты сами себя выявляют – сами все
организуют. Но школа – это свой круг, его недостаточно для личного
продвижения. В школе свои особенные отношения, на них замыкаться не
стоит.
«В последнее время стал
замечать, какие хорошие у нас учителя»
– Вот Паша перешел из другой школы, сначала удивлялся отличию:
а почему мы обсуждаем что-то, а не проверочные пишем, учитель с нами
разговаривает, а там только спрашивали, и никто не знал ответа. Здесь
интересно. А нам такое в голову не приходило. В школе отношения,
настроение – аппетит на знания. Чем лучше аппетит, тем больше усвоение.
– Да, нам вот, помню, в 7 классе по русскому почти никогда не задавали
на дом. Но на уроке зажигали интересом, и мы все ГИА написали без
троек. У меня сейчас сестра в 7-м, им столько задают! А наша Елена
Яковлевна Приступа знает свое дело. У нее урок – момент жизни, а не
так: знания, знания, знания.
– Алену Вячеславовну не забудь! Ой! Она столько умеет, знает. МХК
ведет, такие концерты устраивает – поражаюсь таким людям. Уникальные.
Одного не понимаю – почему они работают в школе? Они должны быть
золотым запасом страны. Но они в школе, и вот учитель рассказывает
необычное, а не все слушают, становится обидно. Не все ученики готовы
видеть изюминку, смысл вне себя. Да и вообще люди.
– С другой стороны, все есть в интернете. Но и там ты будешь искать,
если учитель тебя зарядил, зажег. От того, насколько учитель
интересный, зависит, как мы учимся. Он обязательно должен ставить эту
задачу – заинтересовать.
– Не только. Он подбирает материал, говорит и показывает, учит
различать, применять, хотя, конечно, надо хотеть это получать, тут
замкнутый круг, надо же сделать это «хотеть». Обмен энергий
организовать – это я не знаю, как делается.
«Найти себя в общении»
– Должна быть с обеих сторон возможность проявить себя.
– Сначала надо найти себя, но найти себя можно только в общении.
Понимать. Одно дело – знать что-то, а другое – запомнить, как это
называется.
– Если бы все открылись! А то люди ходят с маской на лице – прочесть
замысел невозможно, глаза потушены. Цивилизация!
– А ключик-то простой: мы много ленимся. Потом торопимся. Скорее бы
прийти, скорее бы уйти. Никто не идет радостно, никого никто не
замечает, узнавать не хочет. Мало внимания к окружающему.
– Летом я был на родине в таджикском селе, пошел гулять, подрался,
убежал, заблудился, а там все так запутанно настроено. Зашел в первый
попавшийся дом, меня приняли, угостили, проводили домой. А тут я не
знаю никого из соседей. Надо человеческое не забывать.
«Как собой остаться?»
– Как? Я знаю! Но это не передается. Я знаю, как для себя, а
каждый должен узнать сам.
– Сложно: чтобы быть собой, надо бывать с собой. Не бывая наедине с
собой, стать собой невозможно.
– Нет, скажите: кем из многих Я мне быть? Если все мои Я не маски, а
тоже я?
– Тяжело тебе. Разное окружение, ты права. Тут можно быть собой, а в
другом месте это будет расценено как наглость. Надо решать: для чего ты
проявляешь себя? Чтобы свой свет обнаружить. Извлекать из себя то, что
в тебе есть, и быть этим.
–То есть, если ты сейчас злой, не надо стараться быть веселым?
– Надо научиться манипулировать собой, чтобы другие не занялись этим.
«Не стесняйся, будь собой» – это средство манипуляции.
– Нет, вы двигайтесь, как хотите, только забудьте затверженные роли и
образы, которые высмотрели и скопировали. В себя обратитесь.
– Ой, у меня началось волнение от этого разговора, еще не до конца
довели мысль, а уже страшно.
«Чтобы радоваться»
– В одной книжке я читала про игру, игра заключалась в том,
чтобы всему радоваться. Девочка хотела куклу, а на розыгрыше получила
костыль, обидно, да? И вот отец учил ее: радуйся тому, что костыль нам
не нужен!
– Я поняла суть игры: надо думать не «почему», а «что теперь это
значит». Вперед надо думать.
– Я тоже слышал или читал, что счастье – делать с любовью то, что тебя
заставила делать жизнь. Что надо приложить душу к любому делу, самому
нестоящему, и с тобой будет все в порядке. Но это как-то бедно.
– Вот именно: приложить. Душу, труд, внимание. Поработать. Тогда ты
умеешь получать радость.
– Не совсем, возьмем пример. Наш завуч Анна Леонидовна. Экономист по
образованию, красавица, умница, могла бы работать в корпорации, идти
наверх за богатством и славой. А она сидит в школе. Знаете, у меня на
ГИА вышла тройка, это было невероятно, и Анна Леонидовна поехала со
мной на апелляцию, сказала, что она моя родственница, взяла черновики,
и оказалось, что у меня пятерка, и это был технический сбой. У нас была
общая радость, да какая!
Радость у того, кто дает поддержку, самая большая. Ведь за поддержку –
и любовь, и признание, и уважение. Ощущение своей нужности.