Вишенки на торте
Все меньше спрос на методики, все больше – на методички
Издательства учебной литературы обнародовали хиты продаж 2012
года. В бестселлеры попали пособия по подготовке к ЕГЭ и ГИА, сценарии
уроков по новым ФГОСам в начальной школе, брошюры «Как приготовить
документы к проверке», «Как формировать личностные компетенции
учащихся» и подобные. Грустно, а что делать?
Нам пришло письмо:
«Все хотят
спокойной жизни. Урок идет по плану, цели, задачи, содержание продумал
учитель, а ученик занят только оперативными действиями. Но дело в том,
что действия, даже сумма многих действий – это еще не деятельность. И
тогда молчите о деятельностном подходе.
Как же так, недоумевают, всегда учили, как оказывается, без
деятельности, и ничего, выучивали, а теперь подавай целеполагание от
ученика! Забывая, что «всегда» выучивались лишь те, у кого был
собственный смысл и интерес учиться, свои отношения с предметом, свои
секреты самообучения, то есть примерно 15% детей. Остальные по мере сил
несли учебную нуду, и ничего никому за это не было.
А сегодня у учителя другая ответственность: приготовить к аттестации
надо всех учеников класса. Сделать осмысленной, «своей» учебу каждого.
И тут первый шаг – пример учителя, его личный стиль. Но всюду мы видим
людей, которые ищут методички, годные для воспроизведения: «Нам бы
взять и повторить». Повторить какие-то «бантики», «вишенки на торте», а
не уловить смыслы и принципы.
Практико-ориентированные установки слишком долго насаждались.
Достаточно сравнить книги для учителей, которые писали в прежние годы и
сейчас пишут. То были книги, а не брошюрки. Там разъясняли, что, зачем
и почему предлагается в данной методике, со ссылками на корифеев
психологической мысли и обширными цитатами. В этой обстоятельности было
уважение к читающему учителю. В сложности обобщений – надежда на его
творческий ум и педагогические способности. Теперь неизвестно кто
неизвестно почему что-то собрал и выпустил под актуальным заголовком.
Эффект – иллюзия сопричастности: и у нас это есть, и мы не хуже.
Между тем, чтобы понять принцип деятельностного подхода, надо что-то
знать о культурно-исторической психологии; в том числе – о ведущей роли
окружения в развитии ребенка, качеств личности воспитывающего
взрослого. А мы пока плохо отличаем настоящую учебную активность
ребенка от исполнительности, живой урок от искусного сценария и не
можем понять, что главное в уроке не то, что снаружи, а то, что внутри
у каждого. Свое и разное. Работать с личным и разнообразным надо
учиться. Как? В зависимости от своеобразия вашей личности, не иначе.
Галина ПАВЛОВА
г. Череповец»