Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Кожурина Людмила

Быть автором своего образования

9 января 2013 года открылся сайт Международной тьюторской школы – http://worldtutors.ru

Здесь можно найти информационную поддержку по вопросам индивидуализации образования ребенка, причем в зависимости от той роли, какую взрослый занимает в педагогическом процессе: родитель, воспитатель, учитель, педагог-коррекционщик, руководитель образовательного учреждения. Тут книги, статьи, лекции, записи вебинаров о семейном (домашнем) обучении, подробные анонсы предстоящих событий, расписание клубов и другие материалы.

В самом деле, что делать, что думать – то ли ложиться в прокрустово ложе внешних замеров, то ли брать на себя всю ответственность за происходящее с образованием вверенных нам детей? Если второе – надо кое-что самому уметь-понимать.
Про Козленка, который умел считать до десяти, все знают: вот он ходит, всех считает, и никто ему не рад. Тот факт, что счет помогает спасти тонущий парусник, ничем не обоснован, то есть эта история на самом деле иллюстрирует заблуждения относительно роли теорий в плане их воздействия на практику.
Считаешь и считай. Мы не коровы и не бараны, чтобы обижаться на считающих, но мы знаем, что привязывать рейтинги к практической пользе не позволяет та же самая практика.
И если говорить об образовательной практике, кто с этим поспорит: основные ресурсы развития находятся в самом человеке («свою голову не приставишь»). Так что первая задача – создание благоприятных психологических условий для саморазвития человека.
Другое дело – что подразумевать под «благоприятным психологическим климатом». Подлинность, искренность, умение взрослого быть самим собой с ребенком.
Затем – принятие, забота, признание, безусловное позитивное отношение. Наконец – понимание: взрослый точно слышит чувства и личностные смыслы ребенка и может их прояснить ему самому.
Наш искушенный читатель, конечно, узнал в этом триединстве постулаты гуманистической педагогики Карла Роджерса, те самые фасилитирующие (посреднические) условия продвижения человека к самому себе, к ресурсам своего Я. Но надо сказать, что посредническая функция взрослого в наши дни осуществляется как раз при помощи тьюторского сопровождения.
Сегодня тьютор (куратор) помогает своим подопечным выстраивать образовательную программу на основе собственного запроса, интереса, возможностей. Учит человека быть автором своего образования: помогает оценить имеющиеся ресурсы, найти отсутствующие, учит планировать движение, прокладывать варианты маршрута.
Это идеально – чтобы человек шел в своем образовании сам, балансируя между тотальностью достижений человечества и потребностями собственной индивидуальности.
Пожелаем сайту и его посетителям успехов!

Рейтинг@Mail.ru