Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Первая тетрадь
Политика образования

Черепанова Анна

Там, где были кружки, пришло время ставить крестики

Реструктуризация коснулась и допобразования

ФЗ №83 наделяет большими полномочиями учреждения дополнительных образовательных услуг, но и ответственностью: необходимо выйти на норматив, то есть 75% детей, проживающих на территории, должны быть задействованы в дополнительном образовании. Для этого вводится электронная регистрация, надежный механизм анализа.
Игорь Павлов, заместитель руководителя департамента образования Москвы, объяснил: хочется навести порядок. Тем не менее изменения сразу коснулись и содержания…

Что говорить, почти все мы в детстве ходили в кружки, пусть и недолго. Кто-то нашел там профессию, но большинство просто попробовали всего по чуть-чуть. И вдохнули этой атмосферы, где вроде ты что-то делаешь, но не по обязаловке, а потому что сам хочешь. Была свобода. Самоопределение, вольное посещение, право перехода из секции в секцию и возможность новых стартов. Это ли не миссия дополнительного образования?
Сейчас дополнительное образование взяли в оборот реформаторы. И многим из нас уже хочется искать альтернативные пути, чтобы не связываться с усложнениями в системе. В Москве портал госуслуг уже стал всенародным врагом: неудобно, ненадежно, большая группа детей из-за формализма осталась без своих кружков. То вашу секцию в электронном списке не найти; то у вас перебор по часам: выбирайте что-то одно.
Многие родители, у которых есть хоть немного свободного времени, готовы махнуть рукой: раз такие сложности, сами как-нибудь дома из теста полепим и хором попоем. Но очевидно же: дома не то. И не качество обучения, и не открывающиеся перспективы важны ребенку, а сопричастность к особенному детскому клубу, где он может узнать себя с совершенно новой стороны.
Но теперь кто так считает? Теперь – считают.
Сосчитали, что больше всего кружков и секций посещают ученики младших классов, потом родительское участие ослабевает, у детей остается меньше возможностей куда-то ходить.
В Москве, по данным на первое сентября 2012 года, программами дополнительного образования охвачены триста пятьдесят тысяч детей из всех восьмисот тысяч. Но это в человекочасах, а когда провели диагностику физического присутствия, цифра сократилась до двухсот шестидесяти тысяч. Потерявшиеся, почти сто тысяч детей, – это те, кто занимается в нескольких секциях. Понятно, что какая-то часть ребят может заниматься в 5-6 секциях разом, но тут на стражу их здоровья встают СанПины. Если резерв в четыре, шесть, семь часов в неделю исчерпан, в третий кружок ребенка уже не запишешь.
Названия кружков модернизируются. Например, кружок кройки и шитья становится клубом дизайнеров одежды. А что делать с немодными направлениями, к примеру, бисероплетением, – очень полезным занятием для многих детей? Как вводить «модные» технические кружки, если они у ребят непопулярны?
 Но самая большая проблема – угроза объединения учреждений. Многие эксперты уверены, что создание холдингов – это скрытая форма уничтожения традиций доп­образования. И хотя пока ни одно здание не пропало, ни один педагог не ушел из дополнительного образования, а шаговая доступность детям обеспечена, все-таки администрация, директора, методисты и психологи многое теряют. Некоторые должности будут сокращены, а некоторые уровни смещены. Человек работал директором, а станет замом.
И это почему-то «не считается»: когда руководитель учреждения весь как на иголках, ему трудно продолжать заботиться о своем центре. Ему дали понять: ты должен проявлять не инициативу созидания, а лояльность к руководству. Вперед выступают совсем другие задачи: механизмы статистического учета, инструменты контроля, и хотя внешне вроде бы ничего не изменилось, каждый посетитель центра уже сейчас испытывает на себе влияние нового магнитного поля.

Рейтинг@Mail.ru