Золотой орех и картонный красноармеец
Среди новогоднего убранства отнюдь не все – мишура...
Ближе к Новому году начинается время полезных советов:
как правильно наряжать елку в этом году, должны ли шары быть
однотонными или разноцветными, с «дождем» или без «дождя», с «инеем»
или без «инея». Но наверное, стоит достать из коробок все елочные
игрушки, которые в доме есть, – старинные и купленные недавно,
дизайнерские и совершенный «ширпотреб», самодельные, дареные,
привезенные издалека… Чтобы встретились кружевные ангелы и картонные
красноармейцы, ватные зверушки и хрупкие немецкие шары, космонавты и
рождественские колокольчики. Тогда елка приобретет еще один из главных
своих смыслов: станет картой истории страны.
Книга историка Аллы Сальниковой «История ёлочной игрушки, или
Как наряжали советскую ёлку» (М.: Новое литературное обозрение, 2012)
рассказывает о непростой судьбе елочных украшений, которые на
протяжении прошлого века пережили и репрессии, и реабилитацию. Их
конфисковывали, прятали и хоронили (в самом прямом смысле!), ими
дорожили и передавали их по наследству, им посвящали стихи и рассказы,
за ними стояли в очередях.Такая судьба сложилась, потому что и сама
елочная игрушка –
непростая вещь, не вполне обыденная, в общем-то почти бесполезная,
обретающая свое истинное значение и предназначение только раз в году.
По большому счету это вещица обрядовая, имеющая отношение к ежегодным
ритуалам и обычаям, не случайно в 1920-е годы елочные игрушки попали
«под раздачу» советской власти вместе с содержимым церковных лавок, то
есть – с «предметами культа».Немецкий рождественский обычай наряжать
елку, по легенде,
придуманный еще Лютером в шестнадцатом веке, по-настоящему прижился в
России в девятнадцатом. К началу прошлого столетия рождественские елки
стали обязательной частью аристократического и буржуазного быта –
развлечение было прекрасное, но недешевое. Даже в богатых семьях
игрушки чаще всего были самодельными.
О том, как перед Рождеством
мастерили кукол из каркасов-«скелеток» и разноцветных лоскутков, как
обклеивали орехи вишневым клеем и золотой бумагой, вспоминает Татьяна
Львовна Сухотина-Толстая. Под руководством мамы, Софьи Андреевны, дети
графа Толстого каждый год трудились без устали – делали елочные
украшения, чтобы в праздничные дни раздать их деревенским детям.
Золоченый орех, о котором мечтает Ванька Жуков, скорее всего изготовлен
руками барыни или ее детей. Впрочем, в столицах продают и «фабричные»
елочные игрушки – собственного производства и иностранные, блестящие,
хрупкие – почти драгоценности и по стоимости, и внешне. Но чем больше
роскошных елок в богатых домах, тем больше елок благотворительных, да и
рабочие в больших городах начинают потихоньку наряжать домашние елки
для своих детей.
***
Большевики, пришедшие к власти, не сразу увидели в новогодней
елке врага. Сначала даже устраивали рождественские праздники «для всех
детей», независимо от классовой принадлежности, в первые
послереволюционные годы в школах все еще учат по старым букварям и
хрестоматиям, их какое-то время даже переиздают. В перепечатанной в
1922 году в Иваново-Вознесенске дореволюционной книге для чтения все
еще остаются рождественские стихи, в них по-прежнему «так отрадна весть
святая о рождении Христа». Пока еще в домах можно увидеть сборник
«Ёлка» под редакцией Корнея Чуковского, на обложке – рисунок Александра
Бенуа: на еловых лапах – ангелы и свечи, на самом верху – младенец
Иисус в лучах рождественской звезды. Год издания – 1918-й, прежняя
жизнь продолжается по инерции.
Но классовый террор уже дает себя знать. «Конфискованные
елочные игрушки поступали в детские учреждения. Поступления эти были
стихийны и неупорядоченны, однако в результате дети подчас получали
шикарно наряженные елки, ничуть не уступавшие в своем убранстве
дореволюционным елкам из «богатых» домов. В воспоминаниях елочные
игрушки первых послереволюционных лет, украшавшие тогдашние елки «в
детских садиках и на детских площадках», описываются как «прекрасные
игрушки из недавнего прошлого», – пишет историк. И можно себе
представить, что стало с прежними владельцами этих прекрасных игрушек.
Учительница одной из трудовых школ записывает в своем дневнике
28 декабря 1918 года, что «в школу поступило большое количество елочных
украшений, большая часть — заграничное стекло очень тонкой работы. Дети
любуются: “Ах, у буржуев взяли. Вот хорошо. А теперь нам”». Елку
наряжали два дня — и дети, и учителя. Но легко обретенное столь же
легко утрачивалось. Наступил праздник. «Человек двести детей водят
вокруг елки каравай… И вдруг в один миг вся масса, все двести
накидываются на елку. Накидываются с безумным криком, как разъяренные
звери… Все на полу, все измято, разбито и уничтожено… “Как вы могли?”
Они смущены: “…Что же тут жалеть, ведь это все реквизировано”».
***
Потом – краткая передышка НЭПа. Всевозможные «артели имени
Парижской Коммуны» штампуют к праздникам ангелочков, звездочки и
мишуру. Школьников все еще отпускают на рождественские каникулы. Но
время уже изменилось окончательно. Уже празднуются «комсомольское
рождество» и «безбожные елки». В школах пока рекомендовано проводить
елки, но педагоги рапортуют: детям это неинтересно, они не понимают,
зачем на дерево вешать игрушки. Сцена из детского рассказа 20-х годов:
дети видят торговца елочными украшениями, их заинтересовала толстая
кукла с крыльями. «Это летчик?» – «Нет, это ангел». В ответ –
разочарованное «а-а…»
С елочными игрушками уже ведется война на двух фронтах –
антицерковном и антимещанском. Буржуазный быт и церковные праздники
предписано похоронить в одной могиле. И хоронят – в самом буквальном
смысле – елки вместе с украшениями. Игрушки демонстративно уничтожают –
как символ того же мещанства. В школах на уроках рисования детям
предлагается нарисовать елку, а затем перечеркнуть ее жирной чертой.
Жирная черта вычеркнет елку из быта советских граждан до 1935
года. С конца 20-х годов елки и елочные игрушки – под официальным
запретом. Несознательные граждане и внутренние враги празднуют
Рождество подпольно, а чтобы елку не заметили бдительные соседи и не
донесли, украшают своей елочной дребеденью другой символ мещанства –
фикус.
Когда партийное руководство «вернет советским детям елку», она
вернется совсем иной – не рождественской, а новогодней. Под портретами
Сталина и в гирляндах красных флажков. Вместо ангелов, звездочек и
мишуры – пограничник Карацупа с верным псом Ингусом, красноармейцы и
медсестрички с сумками. Страна живет в ожидании – «если завтра война».
За воспитательной функцией елки власть следит бдительно. Советский
чиновник, увидевший на школьной елке привычное украшение – цепи из
цветной бумаги, приходит в неистовство: «Как, на советской елке – и
символ рабства?!» Эпизод относится к 1937 году, машина ГУЛАГа работает
вовсю, но чиновник другой такой страны не знает, где так вольно дышит
человек.
Впрочем, госидеология закрепилась на елке только отчасти. Шары
с портретами вождей ВКП(б) были выпущены лишь однажды.
Зато история по-прежнему оставляла свои метки на зеленом фоне.
Потом были военные елки, увешанные игрушечными танками и самолетиками.
Была одна особенная – ее нарисовали на стене в блокадном Ленинграде, в
нарисованные ветки вбили гвозди, повесили на них украшения, и самым
замечательным оказалась настоящая конфета.
1950–1960-е годы украсили свои елки спутниками и космонавтами.
70–80-е – стеклянными шишками, шарами и сосульками.
«Перестроечные» кооперативы производили игрушки из толстенного
стекла, оно просвечивало сквозь облупившуюся краску, далеко не каждая
елочная ветка могла их выдержать.
Потом наступило время гламура и китайских небьющихся шариков в
супермаркетах. Никакой истории, никакой идеологии, кроме сверкающих
мыльных пузырей эпохи потребления.
Впрочем, сегодня что-то, кажется, снова происходит. На днях
мне случилось заглянуть в магазинчик с отечественными елочными
игрушками. Мне хотелось домик ручной работы. Как-то так вышло, что моя
любимая елочная игрушка – дом, один из старинных
новогодне-рождественских знаков того, что начинаются самые домашние и
прекрасные праздники. Куплена была целая куча домиков – и дизайнерских,
и попроще, но самый блестящий, синий, при ближайшем рассмотрении
оказался церковкой, храмом. На дореволюционные елки точно вешали домики
вместе с ангелами, шарами и звездами. А вот про храмы не знаю. В книге
Аллы Сальниковой о таких украшениях тоже ничего не сказано, так что,
возможно, в истории елочной игрушки уже пишется новая глава…