Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Путешествия за вкусом и ароматом: маршруты из мешка с новогодними подарками!

В каникулы, традиционно отправляясь с детьми на экскурсию по городским улочкам или музейным залам, мы не всегда превращаем эти путешествия в события, отличающиеся от будничных уроков. Как в школе, дети молча слушают, разглядывают стенды с картинками. А ведь хочется им и нам чего-то другого: оказаться в необычном месте, заняться чем-то непривычным, почувствовать себя другими людьми. Из другого времени, другой жизни…
К счастью, есть такие места на земле, где можно приблизиться к мечте. Прикоснуться к старинной вещи, диковинному минералу. Ощутить вкус древнего лакомства, запах настоящей каменоломни или кондитерского цеха. Чтобы было потом что обсудить на уроке, что-то представить, листая страницы учебника.

В гости к пастиле

Музей коломенской пастилы создатели называют еще музеем исчезнувшего вкуса. Вернее, возрожденного.

А началось все с идеи нескольких энтузиастов восстановить рецепт традиционной русской пастилы. Много веков назад она была придумана как способ сохранять богатые урожаи яблок, которыми издавна славилась Коломна. С середины лета и до заморозков хозяйки чистили и протирали через сито пуды душистых яблок, раскладывали тонким слоем на противнях и подсушивали в остывающей русской печке. Получалась смоква, ее свертывали рулончиками и использовали как сырье для компотов и киселей, начинку для пирогов.
Но однажды кто-то сообразительный и о-очень трудолюбивый попробовал яблочное пюре еще и взбивать перед сушкой. Причем взбивать долго-долго, двое суток. Получилось лакомство с совершенно новым вкусом, в него добавляли травы, ягоды, орешки...
Воссоздавая утраченную технологию, энтузиасты пастильного дела трудились несколько месяцев, но в конце концов добились своего. Идея возрождения истории оказалась настолько захватывающей, что привела к созданию целого музея, в котором вкус пастилы стал пропуском в мир посадского быта: печь, стол, пышная кровать, канарейка посвистывает в клетке. Все пропитано сложным яблочно-травяным запахом. Посетителей встречают хозяйки в старинных платьях, дают ребятам подержать настоящие мутовки для взбивания.
Экскурсовод показывает портрет женщины-мастерицы пастильной фабрики и спрашивает: «Как вы думаете, как называлась ее профессия?» И группа ребят выдает целый филологический фонтан: «Пастилушка, пастилунья, пастилинда...»
С этимологией самой «пастилы» тоже затруднений нет. Сообразительные малыши, не обремененные грамматической премудростью, тут же догадываются: «Ее же постилали, когда сушили!»
Для «закрепления материала» предусмотрено чаепитие с дегустацией семи сортов пастилы и рассказами о том, какие из них предпочитали наши знаменитые соотечественники. Один даже назван в честь Достоевского.
Те, кому жаль расставаться с познавательно-игровой атмосферой, отправляются в музейную фабрику пастилы. Там их ожидает театрализованное погружение в атмосферу начала ХХ века. Садовник степенно рассказывает о выращивании и хранении яблок. Кондитер показывает все этапы изготовления старинного лакомства: как моют яблоки, вынимают серединку, протирают, уваривают, взбивают...
Узнать о времени работы музеев и о культурной жизни, развивающейся вокруг них, записаться на экскурсию можно на сайте: http://kolomnapastila.ru/.

Тайны пряничного терема

Пряник был с давних времен желанным гостем и на крестьянском, и на царском столе. Это угощение служило еще и поздравительной открыткой, сувениром, плакатом, игрушкой, азбукой. Все благодаря гениальной идее: вкладывать плотное пряничное тесто в деревянную форму с выдолбленным рисунком.

Из цельных досок, специально обработанных и тщательно высушенных, мастера-резчики создавали формы для пряников на все случаи жизни: пряник именной, фигурный, поздравительный, праздничный, заказной. И даже геройский, подаренный матросам крейсера «Варяг». По сладким экспонатам музея вполне можно вспоминать историю России. Здесь есть пряники, испеченные в честь юбилеев Куликовской битвы и Отечественной войны 1812 года, подвига Ивана Сусанина, пряник, изготовленный к коронации Николая II. Настоящие произведения традиционного народного искусства, затейливо изукрашенные надписями, фигурами и орнаментами.
Кроме ловких рук и умения создавать зеркальное изображение, резчику надо было прилично владеть грамотой. Иначе сделанная ошибка будет красоваться на виду у всех и даже может попасть на витрину музея. Эти экспонаты привлекают особенное внимание детей: кто посмеивается, а кто и сочувствует бедняге-резчику, ошибки которого выставлены на всеобщее обозрение.
Еще дети (да и взрослые тоже) искренне удивляются, что в наше высокотехнологичное время печатные пряники по-прежнему формуют вручную. Вдыхая густой медовый запах и пробуя во время чаепития только что испеченное лакомство, есть повод поговорить о происхождении слова и поинтересоваться историей. «Пряный» – с добавлением пряностей, вот что означает название. В средние века имбирь и корица, гвоздика и душистый перец попадали на Русь с караванами заморских купцов. Приехав домой, можно проследить по карте их извилистый и опасный путь, придумать историю о том, какие приключения приходилось пережить пряностям, прежде чем они попадали в тесто.
Кстати, откусывая кусок пряника, мы присоединяемся к европейской традиции. Имбирный человечек – близкий родственник нашего пряника – по праву украшал рождественский стол и попадал в мешок во время колядок. Обсуждая обряды и традиции, о которых узнали в музее, мы начинаем долгое путешествие в историю, этнографию, литературу.
Выйти на страницу музея, чтобы записаться на экскурсию, можно с сайта: http://www.pryanik-tula.ru/.

В музей, отведать "чоколатль"

В каждом детском новогоднем подарке – изысканном и дорогом или совсем простеньком – непременно отыщется шоколадное лакомство: конфета, плитка, батончик, фигурка. Шоколад радует нас редким соединением приятного с полезным, в отличие от многих других сладостей. А если взяться за изучение истории этого привычного продукта, откроются поистине увлекательные сведения из области истории и биологии, географии и физики, химии и живописи.

Начать свое исследование можно с выставки «Шоколад и какао» в Московском государственном центральном музее современной истории России. Там, вдыхая неповторимый шоколадный аромат, можно узнать, что история этого удивительного продукта насчитывает более трех тысяч лет. И был тогда прадедушка нашей шоколадки не сладостью для детей, а острым, горьким напитком воинов. Южноамериканские племена ольмеков готовили его из размолотых какао-бобов с добавлением жгучего перца, чтобы обрести мудрость и силу. Посетители выставки могут приобщиться к истории, пригубив питье, приготовленное по древнему рецепту, – с корицей, гвоздикой, перцем чили. Первая реакция на необычный вкус – удивление. Но распробовав, некоторые просят еще.
Эрнан Кортес был первым европейцем, отведавшим «чоколатль». Он-то и привез какао-бобы в Испанию. Вскоре заморская драгоценность распространилась по Европе. Шоколад избавился от перечной горечи и стал любимым сладким напитком знатных дам. В середине XIX века в Англии появляется твердый черный шоколад. Швейцария – родина молочного, Бельгия – белого шоколада. Переходя от одного стенда к другому, ценители прекрасного останавливаются полюбоваться специальной посудой для сервировки шоколадного напитка; любители истории рассматривают фотографии и подлинные предметы быта позапрошлого века. Детям интереснее всего подержать в руках стручок какао – огромный, с небольшую дыню величиной, и заглянуть в дырочку: что там внутри? Люди постарше рассматривают в витринах фантики, знакомые с детства и непривычные: вот «Мишка» в десятках вариаций, а вот «Аленка». На большой географической карте можно увидеть, где расположены плантации деревьев какао.
Самой привлекательной частью экскурсии становится самостоятельное изготовление шоколадки. Ребята смотрят, как невзрачные бобы проходят через разные механизмы. А рядом профессиональный шоколатье колдует над уже почти готовыми фигурками. Самостоятельно сделанную шоколадку каждый посетитель заберет с собой. Вместе с историями про индейцев и конкистадоров, мореплавателей и механиков, кондитеров и художников.
Сайт выставки вы найдете по адресу: http://www.chocoandcacao.ru/.

По следу Земя Горыныча

Новый год по китайскому календарю считается годом змеи. Официальный начальник всех пресмыкающихся, Змей Горыныч, прописан не в тридевятом царстве – в Тверской области, в поселке Приволжское, неподалеку от города Кимры.

Поселок издавна назывался деревней Гадово (местные жители делают ударение на втором слоге). Неподалеку, в низовьях реки Хоча, в «Море змеевом», где водится множество гадюк, ужей и полозов, родилось в незапамятные времена грозное чудище.
Вполне логично, что здесь открылся Музей гадов – всего несколько лет назад на выигранный областной грант, между прочим, благодаря усилиям местных энтузиастов, вдохновившихся примером музейщиков из знаменитого Мышкина. Уютные комнатки, в которых поселилось множество разнообразных змей: деревянных, каменных, кованых, тряпочных, шерстяных. Где змеи, там и Ева, разумеется, тоже вязаная. Гостей встречают сказочные персонажи, кикиморы, лешие, Баба-яга. Речь ведут сначала о сказках и легендах. Например, об ужиках, которых молоком приманивали деревенские жители в дома, веря, что с ними приходит в семью достаток и благополучие.
Постепенно переходят к реальности: стоит ли бояться настоящих змей – и каких? Как избежать неприятной встречи? Что делать, если змея все-таки укусила? Оказывается, ситуация не такая уж катастрофическая, как может показаться несведущему человеку. Лишний раз дети убеждаются: знания – сила.
Конечно, не ограничивается экспозиция змеиной темой. Можно кое-что узнать и о здешних промыслах (лоскутное шитье, например), увидеть, как выглядел русский костюм в разные эпохи. Можно примерить на себя облачение сказочного богатыря (из бумаги) и сразиться с чудищем ради спасения принцессы, украденной Горынычем. Словом, экскурсия ведется в лучших европейских традициях – с учетом разных интересов слушателей, с включением их в активное действие или хотя бы в дискуссию.
Одна проблема: музей маленький, поэтому работает не по часам, а под заказ.
Прежде чем приехать, обязательно нужно связаться с организаторами. Адрес: 171531, Тверская обл., Кимрский р-н, поселок Приволжский, телефон: (48236) 7-93-48, спросить Горцеву Тамару Ивановну, главную вдохновительницу змеиного дела.

Шунгитовая комната и пещера страха

На нашей планете много чудес. Порой такое чудо, уникальная природная особенность, становится причиной возникновения удивительного музея, ради которого не лень отправиться в далекий путь.

В Арзамасской области есть маленький поселок Пешелань. Говорят, название возникло от сочетания «пешая лань», потому что добираться сюда в древние времена было непросто.
 Зато в здешних недрах таится одно из редчайших в мире месторождений чистого гипса. Второе такое же – в Бразилии. Не все знают, что гипс нужен не только неудачливым лыжникам и фигуристам. Из него можно соорудить погреб, амбар, дом. Поэтому еще с XVIII века местные жители добывали полезный камень с помощью примитивных инструментов – кайла и лопаты – в небольших штольнях. В ХХ веке началась промышленная добыча: породу в шахтах взрывали, осколки вывозили на вагонетках – то вручную, то на лошадях (животные так и жили в шахте, не поднимаясь на поверхность: привыкшие к сумеркам глаза слепли на солнце). Потом появились паровозики. Все это можно узнать, кое-что своими глазами увидеть в Музее горного дела, геологии и спелеологии, который спрятался на глубине 70 метров в одной из действующих пешеланских шахт.
Перед началом спуска всем экскурсантам выдают под роспись, как настоящим шахтерам, каски, фонарики, куртки и сапоги. Мимо вереницы посетителей проносятся по рельсам груженные гипсом вагончики. На стенах переливается иней, поблескивают огромные сосульки. В конце маршрута – водопад и подземное озеро.
В отработанных штреках – несколько экспозиций. Уникальная коллекция минералов. Черная шунгитовая комната. Шунгит – почти волшебный камень. Воины былых веков брали его с собой в дальние походы. Считалось, что он придает болотной воде родниковую свежесть, очищает ее от вредных примесей. Говорят, полчаса, проведенные в этой комнате, заменяют неделю отдыха на море. Но в подземелье так сыро и темно, что никто не выдерживает больше пяти минут. Информация остается непроверенной.
В специальной «пещере страха» – манекены, наряженные под вампиров и прочую нечисть. А на стенке психологически грамотный призыв: «Посмотри своему страху в глаза». В тусклом свете фонарей выглядит эффектно. Испугаться всерьез невозможно, а вздрогнуть и преодолеть робость – даже приятно.
Важное примечание: в шахту не пускают детей моложе 14 лет. Так что визит – исключительно для старшеклассников. Им нужно захватить с собой шерстяные носки (в музейных сапогах бывают гвоздики) и шерстяную шапочку (неприятно надевать каску прямо на голову).
Чтобы спуститься в пещеры с учениками, придется заранее заказать экскурсию (телефоны: (83147) 5-52-81, 5-54-17; 8-910-795-65-38).


Путевые задания - на ваш выбор!

Юным путешественникам обычно нравится бродить по городу или музею не просто так, за учителем или экскурсоводом, а искать свои ракурсы и точки зрения, находить собственные ответы на вопросы. Интересно составленные маршрутные листы и разнообразные задания – самое важное в образовательном путешествии. Они должны учитывать и особенности местности (с какой культурной эпохой предстоит встреча, чьи имена мы хотим напомнить ученикам), и склонности детей (кто-то любит рисовать, кто-то – описывать, кому-то важнее образ, кому-то – точная информация). Вопросы должны быть устроены так, чтобы ребенок мог что-то новое узнать, заметить, а еще пофантазировать. И обязательно – что-то подумать, понять не только про окружающий мир, но и  про себя. Задача титаническая, но посильная.

Прочные знания

Гуляя по городу или музею, можно узнать не меньше, чем за время самого содержательного урока.
К примеру, в дневнике путешественника размещаем несколько «словарных» страниц: определения терминов, может, даже схемы (неф, нервюры, антресоль…). Задача ребят – проиллюстрировать каждое слово рисунком, фотографией, описанием, сделанными на местности, по конкретному собору, картине, парку.
 Можно предложить доказать или опровергнуть тезис, записанный в маршрутном листе: «Этот собор – готический». «Этот памятник прославляет императора как великого воина». В данном случае культурный объект (здание, памятник) используется как текст, в котором нужно выделить существенное…
Еще один тип заданий – сравнение разных объектов. Причем критерии сравнения могут быть заданы педагогом, а могут придумываться ребятами. Учитель только указывает, сколько существенных признаков надо выделить (сказочное число семь всем понравится) и накладывает запрет на «бессодержательные» характеристики («красиво» или «нравится»). Дает возможность применить знания, проявить наблюдательность, смекалку.
Желательно, чтобы хотя бы некоторые задания в маршрутном листе были связаны с тем, что дети изучают на уроках. И не только истории или литературы. Математика поможет определить пропорции, химия – особенности изменения материала.

Работа с картой

Важная часть путевых дневников – задания на ориентацию с помощью карты: отметь свой путь, остановки, сделанные по пути, проложи свой маршрут.
Ребенок из обычного исполнителя превращается в автора, когда самостоятельно выстраивает маршрут от одной точки до другой, придумывает интересные задания по дороге – для другой команды. А сам, разумеется, тоже отправляется по придуманному друзьями маршруту.


Смотреть и видеть

Ребята часто пробегают мимо самого интересного. Им трудно вглядеться, обратить внимание на подробности. Чтобы остановить взгляд, предлагаем задания по фотографиям. Каждая команда получает несколько снимков зданий (или даже их фрагментов), памятников, уголков города. Гуляя, нужно постараться найти места, запечатленные на фотографиях, подписать названия, адрес, всякие интересные подробности.
Еще один вариант: дать фотографии старинные (или просто черно-белые). А путешественникам предстоит найти современный (цветной) оригинал, узнать историю места, увидеть произошедшие изменения. Не так просто, как может показаться.
Если в группе есть любители фотографировать или рисовать, их таланты нужно использовать по максимуму, оставив в путевых дневниках как можно больше свободных листов для эскизов и фоторепортажей. Задания при этом лучше формулировать предельно конкретно: на изображение отдельных элементов памятника, здания, съемку с определенной точки зрения.


Субъективное восприятие

Полезно спрашивать детей про звуки, краски, запахи – непосредственные ощущения, переживания. Особенно если речь идет о городских путешествиях и есть возможность пройтись по одной и той же улице в разное время суток. Вечером ребята отметят сумеречный свет фонарей, блики, оживляющие статуи, тени, прячущиеся в арках собора, эхом отдающиеся шаги, голоса. А днем – многолюдье, пестроту, гудки машин. Страшное, таинственное превратится в дружелюбное, гостеприимное. Черный цвет окажется синим, а серый – желтым. Огромная площадь – уютной и обозримой.
Отсюда полшага до реконструкции прошлого (проектирования будущего). Что можно сказать о владельце дома, судя по планировке, отделке здания, по рисунку на гербе?
Какие цвета, звуки мог слышать человек на этой улице сто, двести лет назад? Как он двигался? Где, когда легче представить себя на его месте?
Какой проект переустройства парка могли бы вы предложить, чтобы сохранить его историческую часть, но учесть интересы, потребности нашего времени?

Иерархия ценностей

Предлагая ученикам реконструировать подробности жизни былых веков (маршруты простых горожан, взрослых и детей какого-нибудь далекого века, их повседневные занятия), их предпочтения, их отношение к окружающему пространству, мы волей-неволей заводим разговор о ценностях прошлых поколений, но значит, и наших собственных. О чувстве свободы и безопасности, о счастье, гармонии, уважении…
Хотел бы ты оказаться здесь лет за триста до собственного рождения? Остаться подростком или появиться в иной роли? Почему? Что было бы труднее всего? Что кажется наиболее привлекательным?
 Какие стихи, образы, имена ассоци­ируются у вас с этим зданием? Уголком парка? И в данном случае не обязательно спрашивать о причинах.
Ответив на множество вопросов, почувствовав себя знатоками, в какой-то момент ребята даже в новом способны увидеть знакомое (принадлежность времени, почерк художника, архитектурный стиль). И сколько радости это им приносит!

Евгения СОЛОВЕЙ

Рейтинг@Mail.ru