Радоваться за другого
Почему так трудно этому научиться
– Не умею, никогда не делал этого, я не знаю, у меня не
получится – заметьте, не только дети, но и большинство взрослых нудят
на эту тему, приступая к чему-то новому.
Поскольку мы вступаем в новый год, давайте разберемся.
Тяга к новизне, быстроумие, вера в свои силы есть в каждом маленьком
ребенке, и мы говорим: ах, детская непосредственность! Имея в виду, что
на самом-то деле жизнь – штука условная, и в этом плане нам еще
предстоит с ребенком поработать.
В обработку пойдут и другие добродетели детства: бесстрашие, широта
души, счастливый дар разбираться в людях, глубокая сосредоточенность на
чем-то интересном для себя. Это мы тоже будем поправлять – одергивая,
подсмеиваясь, а то и заметно нервничая: «Ну, что же ты!» (не спросил
разрешения… раздал игрушки… подружился с плохим мальчиком… все тебя
давно ждут… опять подводишь нас).
В этих наших моментальных реакциях и происходит воспитание.
Двойственность натуры упрощается, и хотя любую характерную черту
ребенка можно назвать и так и эдак, мы обычно ставим негативный акцент:
хулиган, а не смельчак; ужасный увалень, а не осмотрительный;
«неврубающийся тормоз», а не думающий по-своему. Нам кажется, что
улучшаем, а о последствиях не подозреваем.
Недавно мне довелось побывать на уроке математики в школе. Незадачливый
ученик выдает ошибку за ошибкой, но учительница ничуть не переживает и
дети сидят спокойно. Мальчик продолжает мучиться с числами, и даже мне
начинает казаться – сколько можно, это же элементарно, ну не дано
человеку. Однако сам мальчик не смущен, и проходит еще какое-то время,
прежде чем он догадался, что надо делать, и быстро записал. И тут
раздается гром аплодисментов! Учительница тоже хлопает, шумно,
искренне. Мальчик идет на место победителем. Фантастика! Люди выражают
свое расположение, они готовы к удаче другого! А завел эту традицию,
конечно, учитель.
Тут я вспомнил, как мой приятель, коллега-американец, жаловался:
– Я не могу у вас работать, все время кажется, что я говорю перед
пустым залом, и никто никогда не крикнет мне: «Молодец!»
Я тогда сказал: у нас не принято. А сейчас подумал: только потому не
принято, что мы все никак не заведем хорошую традицию радоваться за
другого.
Не только безупречный достоин похвалы. Ребенок, который сбивается,
путается, десять раз начинает сначала, – разве он не прекрасен?
…Маленький человек сначала с трудом привыкает, что окружающие смотрят
на него либо строгим, либо кривым глазом, съеживается, а потом, когда
от него начинают требовать результатов, паникует. Давайте же понимать
жизнь как утверждение достоинства человека.
И пусть на каждого просыплется хлещущий дождь аплодисментов – вне
зависимости от сезона!
С Новым годом!