Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

С.Г.Ахмерова
Профессиональная деятельность и здоровье педагога
М.: Арсенал образования, 2011


Раздраженный, замученный проблемами, недолечившийся после профессионального фарингита учитель – безрадостное зрелище. Общение с ним не в радость ученикам, да и сам он чувствует себя скорее бурлаком на Волге, чем сеятелем «ра­зумного, доброго, вечного». Автор, взявшись показать учителям реальную картину вредных факторов, влияющих на их здоровье, может быть, не слишком оригинальна. Кто из нас не знает про постоянную и интенсивную нагрузку на голосовые связки или хронический стресс, кто не испытывает на себе последствия от долгого стояния и хождения, от пребывания в помещении, где концентрация вирусов повышена? Но когда читаешь этот список с начала до конца, мысль о сохранении своего здоровья становится вполне отчетливой.
Итак, «рабочий инструмент» учителя – голос. Как рождается звук, какими могут быть причины его изъянов, что нужно делать, чтобы тембр, дикция речи, выносливость голосовых связок были на высоте? Те, кто всерьез задается этими вопросами, найдут несколько десятков соответствующих упражнений. А заодно смогут попрактиковаться в выразительной мимике и жестикуляции.
Нервно-психическое напряжение, как известно, чревато раздражительностью, утомляемостью, снижением иммунитета и зачастую становится причиной профессионального выгорания. Методы борьбы с этими напастями тоже можно найти в книжке. Некоторые очевидны, но кое-что можно взять на заметку.
То же можно сказать о мерах по сохранению зрения, ведь в нагрузку учителя помимо проверки тетрадей и прочих занятий, связанных с письмом и чтением, добавилось еще несколько часов перед монитором компьютера. В связи с этим небесполезными могут оказаться упражнения для глаз, советы относительно структуры питания, выбора монитора, очков.
Те, кого беспокоят проблемы с позвоночником, сосудами, частые простуды, тоже найдут соответствующие рекомендации. Не сверхоригинальные и новые, но если браться за поддержание своего здоровья, вполне могут пригодиться как комплекс, собранный в одну небольшую книжку.


М.М.Безруких
10 простых шагов к красивому и правильному письму
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010


Книжка предназначена для родителей первоклассников, вернее, тех детей, которые только собираются пойти в школу. Недаром первая глава носит название «Почему подготовку к письму нужно начинать до школы». Впрочем, если родителям уже состоявшихся первоклашек не посчастливилось прочесть эту книгу и дети пришли совсем не подготовленными, описанные приемы, закономерности и советы могут пригодиться и учителю, ведущему подготовку шестилеток к школе, и воспитателю «выпускной» группы детского сада.
Любой взрослый, наблюдавший обучение ребенка письму, знает, какой это громадный труд для малыша. Конечно же в основе лежит немало умений: концентрация внимания, действия по инструкции, работа по плану, оценка сделанного и коррекция своих действий – и это перечисление составляет только первое условие успешности.
Узнав наконец обо всех, приступаем к «Правилам обучения письму». Здесь важно все: как сидит ребенок, как держит ручку и располагает тетрадь. Очень тяжело дается обычно выведение параллельных линий: буквы разного роста пляшут во все стороны. Чтобы они подровнялись, есть довольно много интересных упражнений.
Трудностей при обучении письму в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может быть много. Самые часто встречающиеся собраны в таблицу, как и способы их преодоления.
Те родители, которые решатся на эту непростую работу, найдут в конце книжки сборник заданий, которые могут облегчить ребенку предстоящую работу – овладение письмом.

Рейтинг@Mail.ru