Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ


Витковский Анатолий, Аникина Марина

24 Деда Мороза!

Традиция, питаемая вечной новизной чуда, превращает праздник – в Праздник!

Как организовать школьное празднование Нового года так, чтобы ощущение чуда пришло в каждый класс, к каждому ребенку, если не всей, то хотя бы младшей школы? Такой целью почти 18 лет назад задались в БЭСШ № 106 г. Красноярска (ныне гимназия № 1 «Универс»). И оказалось, что когда педагоги очень хотят сделать для детей настоящий волшебный праздник, то волшебство действительно приходит ко всем, в том числе и к учителям. Как это происходило, рассказывает кандидат психологических наук доцент Марина АНИКИНА.

«Смотрите, смотрите – там...»

Тогда директору начальной ступени Тамаре Скретневой, у которой я работала заместителем по воспитательной работе, очень хотелось, чтобы возник эффект, как в фильме «Карнавальная ночь», – «все что-то делают, готовятся к чему-то, суетятся и вдруг – раз и у всех праздник!». И вот что мы придумали...
В 8.20 утра, когда на улице еще темно, учителя под каким-то рабочим предлогом вышли вместе с ребятами 1–4 классов в школьные коридоры (первоклассники, например, должны были направиться в библиотеку, третьеклашки – в медицинский кабинет). И представьте, дети деловито идут по коридору и вдруг видят – за окнами мерцает огонь. Все ярче и ярче! Ребята прилипают к окнам: что там происходит? Тут надо пояснить: корпус школы образует итальянский дворик, то есть из всех окон трехэтажного здания можно смотреть внутрь школьного двора. Так вот, дети видят: в центре двора горит костер, и возле огня – таинственная фигура, которая едва заметна в темноте... И вдруг восторг: «Смотрите, смотрите – там Дед Мороз у костра!» Все начинают рассматривать таинственного Деда Мороза, к которому подходит еще один Дед Мороз, затем еще один, и еще… В то время в начальной школе было 24 класса и потому к костру выходят 24 Деда Мороза – папы учеников, их старшие братья. Деды Морозы приветствуют друг друга, хвастаются подарками, водят вокруг елки хоровод... Ребята в восторге: «У нас самая лучшая школа, раз в нее пришли столько настоящих Дедов Морозов!» «Каждому классу по Деду Морозу!» – восклицает второклассница.
«Слет» Дедов Морозов длится для ребят недолго – около 20 минут, а дальше звенит неподкупный школьный звонок… Ощущение сказки остается с ребятами, Деды Морозы (некоторые это успевают заметить) расходятся, а дети в чудесном настроении возвращаются в свои классы на первый урок. Правда, всем не до урока, поскольку ребятишки переполнены эмоциями, переживаниями и им очень хочется обсудить друг с другом то, что они видели.

Вдохновение праздника

Так прошел наш первый праздник «Таинственная встреча Дедов Морозов», который по замыслу являлся стартовым для всех последующих новогодних торжеств.
Тогда мы не планировали, что эта «Встреча…» будет традиционной: организовали чудо, и хорошо, на следующий год придумаем что-нибудь другое. Тем более что уговорить родителей перевоплотиться в Дедов Морозов было не так просто. «Как это я в маскарадном костюме куда-то пойду? Я же не актер». Но нежданно-негаданно произошло вот что: «натренировавшись» и впечатлившись тем, какую радость представление вызвало у детей (восторженные детские возгласы были слышны даже на улице), родители пришли в мой кабинет и заявили: «А на следующий год мы это сделаем вот как!..» И тогда я поняла, что этому празднику предстоит долгая жизнь.
Однако как же организовывать «Встречу Дедов Морозов», чтобы и годы спустя она была необыкновенным событием не только для первоклассников, но и для других учеников младшей школы? Наверное, каждый раз надо вносить в это событие какие-то новые изюминки…

«Посланник» волшебников

На следующий год у нас возникла атмосфера ожидания праздника. Мы вместе с ребятами и родителями делали во дворе ледяную снежную горку, чтобы Деды Морозы видели, что их ждут. Первоклассники, естественно, в этом не участвовали, поскольку приход Дедов Морозов держался от них в строжайшем секрете.
А для самих ребят мы с родительским комитетом подготовили сюрприз: особенные, настоящие подарки всем ребятишкам начальной школы – каждому классу от Деда Мороза.
Что решили подарить? Мы попросили у старшеклассников деревянные посылочные ящики, которые они сделали на уроках труда, и наполнили каждый ящик стаканчиками с мороженым. Сколько детей в классе – столько и стаканчиков. И запечатали ящики сургучом с печатью «Почта России».
Подарки по нашему замыслу должен был передать от Дедов Морозов школьный вахтер Константин Кузьмич. И тоже не случайно: добродушного и внимательного Кузьмича в школе знали все от мала до велика – он был посвящен во все школьные дела.
И когда после «Встречи Дедов Морозов» во время урока открылась дверь и на пороге появился Константин Кузьмич с таинственными словами: «Вам передали», для детей это было знаком: волшебные события продолжаются! Естественно, всеобщее внимание тут же сфокусировалось на явно пришедшем издалека почтовом ящике с надписью «…классу от Деда Мороза»: что в нем? Разумеется, ящик тут же был открыт, и как только ребята увидели стаканчики с мороженым, то не только первоклассники, но даже скептически относящиеся к существованию каких бы то ни было волшебников третьеклашки убедились в том, что Деды Морозы настоящие, «иначе мороженое бы растаяло».

«Елка потухла!»

В третий год мы поставили в центре двора елку и нарядили ее вместе с детишками. А чтобы ощущение от происходящего было еще более чудесным, родители втайне от детей своими руками сделали елочную гирлянду, соединив проводами обычные, точнее, не совсем обычные, а покрашенные электрические лампочки.
Здесь надо сказать, что тогда в предновогодние вечера на улицах Красноярска еще не было почти никакой иллюминации и светящиеся на елке огни должны были произвести особое впечатление на детей. Так и произошло. Более того, это нововведение обернулось для нас непредвиденным новогодним происшествием.
После того как «Встреча Дедов Морозов» завершилась, организаторы праздника поспешили до рассвета убрать гирлянду с проводами подальше от любопытных детских глаз – ведь елка по замыслу во время праздника светилась от волшебства, а не от электричества. Дети в это время были на занятиях, но один мальчишка-третьеклассник (отличавшийся очень независимым характером и вольным поведением) решил сбежать с урока, чтобы узнать: куда же подевались Деды Морозы? На улицу его дежурные не пустили, но, проходя по школьному коридору, Коля (так звали мальчика) вдруг заметил, что огни на елке перестали гореть. Увидев это, мальчишка побежал по коридору и, открывая двери классов, взволнованно кричал: «Ребята, елка потухла!» Пробежав по одной рекреации, Коля врезался в заву­ча Татьяну Аванову (теперь она директор первой ступени гимназии «Универс»), спокойную и уравновешенную по сравнению с Колей. И она сказала: «Ну правильно, елка потухла потому, что школа не наряжена». А Коля, взяв на себя роль глашатая, побежал дальше уже с новым известием. Он же переполнен эмоциями и не может остановиться! Добежал до очередной двери и проинформировал следующий класс: «Ребята, елка потухла, потому что школа не наряжена!»
И когда эта фраза прозвучала на всех трех этажах, естественно, после уроков дети высыпали из классов и принялись наряжать школу. То, что получилось в результате, удивило взрослых: мы никогда ранее не видели так красиво украшенной школы! И что еще было чудесно: в процессе оформительской работы ребята не соперничали друг с другом, как это бывало ранее, когда подготовка к празднику шла в форме конкурса: какой класс сделает «больше и лучше». На этот раз никто не стремился перещеголять других, а было чувство, что мы все вместе делаем одно общее дело.

Знаки и смыслы развития

Таким образом, год от года наш праздник развивался, появлялись новые сюрпризы (однажды на слет Дедов Морозов и Снегурочек прибыли даже настоящие скалолазы, которые по невидимым в темноте канатам «прилетели» по небу – спустились на карабинах со школьной крыши на снежную горку во дворе), появлялись новые ритуальные действия, герои (например, Баба-яга, которая пыталась умыкнуть у Дедов Морозов подарки). Когда празднику исполнилось четыре года, Деды Морозы начали заходить после встречи друг с другом в классы, поскольку им, особенно Морозам-стажистам, хотелось пообщаться с ребятами. И оказалось, что детям тоже было необходимо это общение, особенно тем, кто уже не в первый раз наблюдал «Встречу Дедов Морозов».
И что еще примечательно. Когда «Встреча Дедов Морозов» стала традиционной, выяснилось, что начиная со второго класса для ребят этот праздник – личностно значимое событие, во время которого они замечают приращения в собственном развитии относительно себя прежних. Второклассник, например, может сказать: «В прошлом году я насчитал 10 Дедов Морозов, а сейчас – 24. Наверное, потому, что в первом классе я был еще маленьким и считать не умел». Четвероклассники же понимают, что все это – театральное действо, которое организуется прежде всего для малышей, и значит, «я уже большой». Некоторые дети, вырастая, сами начинают участвовать в организации новогоднего праздника: кто-то играет роль Снеговика, кто-то берет интервью у Дедов Морозов. А некоторые старшеклассники играют роли Дедов Морозов, Снегурочек, Баб-ёжек для своих маленьких сестер, племянников и даже для знакомых ребят из начальной школы. То есть для старших ребят Новый год превращался в праздник-акцию – праздник, сотворенный «своими руками» для других людей.

Главная ценность

Хотелось бы сказать о главном условии, которое необходимо, чтобы праздник состоялся. Надо, чтобы вся школа: администрация, группа инициаторов и организаторов, учителя – поддержали идею праздника и сработали как единая команда. И в этой команде обязательно должны быть родители. Более того, без их активного участия это событие во многом теряет смысл. Представим, что мы пригласили бы команду циркачей в количестве 24 человек и разыграли это шоу на улице, а ребята смотрели бы на происходящее в качестве зрителей. «По картинке» вроде бы все то же самое, но нет, совсем другое. Ведь для детей важен сам факт, что родители в такой необычной роли, важны переживания, которыми с ними потом делятся папы и мамы: «Как думаешь, у меня получилось, я был хорошим Дедом Морозом?», «А твои ребята меня узнали?»
И для самих родителей это значимый опыт: один папа так умело маскировался, что класс в течение всех четырех лет начальной школы не мог понять, кто же играет этого Деда Мороза. И только на выпускном из начальной школы на прямой вопрос ученика папе пришлось признаться: «Это был я». Может быть, в этой волшебной новогодней атмосфере сплочения взрослых и детей и есть самая главная ценность нашего праздника.

Рейтинг@Mail.ru