Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Уже не уроки, еще не каникулы

Как провести оставшиеся дни четверти с пользой, выдумкой и хорошим настроением

Встречаясь с друзьями и коллегами накануне Нового года, мы вольно или невольно вспоминаем, перебираем в памяти лучшее из прожитого вместе, радуемся удачам, которые украсили уходящий год. Поэтому давайте заглянем сегодня на фестиваль «Открытый урок» и зачерпнем оттуда, как из мешка Деда Мороза, несколько оригинальных идей. Чтобы в последний учебный день вместо облегченного вздоха «наконец-то!» звучало удивленное «как, уже расходимся?».

Пирожок эскимоса

Устроить праздник мороженого предлагает учитель начальных классов Екатерина Стеняева (ГОУ ЦО № 1883 «Бутово», г. Москва). Она, правда, проводит его весной на улице, но кто сказал, что зима и мороженое несовместимы? Практически это игра по станциям. Первое задание — собрать зашифрованное слово из фрагментов, спрятанных по всему школьному двору — потребует небольшой предварительной подготовки от группы организаторов, родителей или старшеклассников. Процесс поиска можно упрощать или усложнять, составив, например, карту или систему подсказок.
Набегавшись, все переходят в класс, чтобы отгадывать загадки и кроссворды, придумывать смешную рекламу разных сортов мороженого, сочинять сказку, узнавать об удивительных происшествиях из истории мороженого: почему пломбир так называется? Кто придумал вафельные стаканчики? Что такое пирожок эскимоса?
Для награждения победителей используются кружки из цветной бумаги, напоминающие шарики мороженого. В конце праздника, когда приходит время полакомиться, эти кружки можно обменивать на наполнители — джем, варенье, шоколад. Учителя, работающие в классе, и старшеклассники, помогавшие в подготовке праздника, наверняка будут рады, получив «букет мороженого», составленный и подаренный ребятами.

Семейный космос

В Новый год принято собираться всей семьей. О семье в эти предпраздничные дни можно поговорить и в классе, воспользовавшись предложением Светланы Усенко, учителя истории и обществознания (МБОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина», г. Шахты, Ростовская обл.) собраться на классный час вместе с родителями, бабушками и дедушками.
Получив накануне домашнее задание общими усилиями восстановить историю рода хотя бы в пределах двух-трех поколений, ребята показывают свое генеалогическое древо и коротко комментируют. При необходимости родители могут помогать.
Чтобы осознать свои ценности, семейные команды обсуждают и рисуют свой герб. Эта работа может стать более познавательной, если в доступе будет информация о традиционной символике: что означают щит, колосья, солнце, силуэты разных животных, изображенные на гербах. История рода иногда очень ярко запечатлевается в реликвиях. Ребятам наверняка будет интересно рассказывать о своих и слушать о чужих семейных реликвиях.

Каждая семья неповторима как вселенная и живет по своим законам. Но всегда ли мы можем сформулировать их? Чтобы отчетливее понимать, что каждый считает разумным в семейном укладе, можно, например, подумать, что из приведенных правил кажется разумным, а от чего стоило бы отказаться:

Родители контролируют школьные дела детей.

Каждый член семьи имеет свои обязанности.

Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Обсуждение можно устроить в смешанных группах. Немного сложнее группам будет найти выход из проблемных ситуаций:

За два часа до прихода гостей в квартире отключили электричество.

Цветы, купленные маме по общей договоренности к 8 Марта, завяли, а денег на покупку другого букета нет.

Вы по рассеянности забыли о дне рождения ближайшего родственника и в этот же день попадаете к нему в гости.

Даже если семьи ваших учеников не столкнутся с подобными чрезвычайными происшествиями, наверняка они в предстоящие долгие выходные будут немного внимательнее и предупредительнее друг к другу.

Стеклянный человечек

Если в классе много ребят, тяжело входящих в переходный возраст, страдающих от недовольства собой, можно завести с классом разговор о характере человека, о восприятии себя, как делает Наталья Алдакаева, учитель русского языка и литературы (МБОУ СОШ № 3, г.Салехард, ЯНАО, Тюменская обл.). Она предлагает говорить о человеческой натуре через метафору. Чтобы охарактеризовать человека, можно представить, что он сделан из какого-то материала — камня, стекла, пластилина. Пусть ребята подберут для каждого качества характера из записанных на доске: холодность, обидчивость, лживость, необязательность, честность, уступчивость, храбрость...
Чтобы примерить на себя разные человеческие качества и дать ребятам подвигаться, можно предложить им изобразить мимику, жесты, походку людей с разными характерами: скрягу, гордеца, хвастуна, забияку, весельчака.
Для описания собственного характера ребята могут использовать аналогию с предметом (шкатулка, теннисный мяч, зеркало, петарда...) и нарисовать или сделать аппликацию-эмблему своей натуры. Если рисунки и высказывания некоторых детей дадут повод для беспокойства, можно будет поговорить наедине, напомнить, что слабость одних качеств компенсируется другими; помочь ребенку сформулировать, с какой целью он хочет избавиться от одних черт характера и усилить другие. Волевому и серьезно настроенному человеку это под силу.


Поменяемся ролями

Конец декабря всем хорош – свежий снежок, предвкушение праздника. Омрачить жизнь школьника в эти дни может только одно – четвертные отметки и родительский гнев, если они оказались недостаточно хороши.
Проводя собрание по итогам четверти, лучше убедить родителей, что карательные меры не улучшают ни успеваемости, ни отношений. А вместо этого помочь им самим освоить эффективные методы освоения знаний. Чтобы мамы и папы из надсмотр­щиков могли переквалифици­роваться в консультантов. Этот ход использует Наталья Гатаулина, учитель русского языка и литературы (МБОУ «Гимназия № 94», г. Казань, Республика Татарстан).
Вместо «разбора полетов» она дает возможность научиться нехитрым приемам, которые помогут и научить учиться, и создать атмосферу для самостоятельного поиска ответов на вопросы. Родители примеряют на себя роли учеников, наблюдают за происходящим с ними во время «урока», пробуют объяснить свою реакцию.
Им предлагается текст, к которому необходимо составить план и подумать: из скольких частей состоит текст? О чем рассказывается в каждой? Как озаглавить части? Время задания строго ограничено. А как вы думали? Дети в таких условиях каждый день работают.
Уровень сложности текста и жанр можно варьировать, но Наталья предлагает для примера отрывок из философской поэмы Ф.Ницше «О трех превращениях», потому что «при первом чтении вызывает удивление, непонимание, недоумение. Тем с большим желанием понять (аудитория-то взрослая, образованная) будет выполняться работа».
После этого следует серьезная работа по обсуждению мнений, ответы на проблемные вопросы. И самое главное – выводы родителей: какие приемы помогли им вдумчиво подойти к чтению.
Подобное занятие не только оснащает пап и мам способами работы с трудным для понимания текстом, но и позволяет им вспомнить, насколько трудна учебная работа их детей. В качестве примера приведены реплики из анкет обратной связи:
– Полезно было все: как составлять план, как помогать, а не подсказывать.
– Убедилась, что ребенку можно помочь, даже не обладая какими-то особенными знаниями.
– Вспомнила, что учиться – это работа.


Мастерская праздника.

Идеи для школьных новогодних конкурсов


В нашей школе предновогодние волнения начинаются задолго до праздника.
Украсить класс, изготовить оригинальную новогоднюю игрушку на школьную елку, придумать и разыграть историю с волшебством, чтобы осуществить свои идеи, дети идут в специально открывшуюся «Мастерскую Деда Мороза» – можно классом, можно одному или с друзьями. Там сидит наш школьный мастеровой Дед Мороз, он выслушает и обязательно поможет.
Например, в «Мастерской» учат валять из шерсти. Два года мы проводили конкурс «Эх, валенки!», а сейчас от него отказались. Нет-нет, валенки ребята делали замечательные, даже сваляли мини-валенки, сделав из них брелок, – скучно не было. Но есть же и другие объекты применения фантазии! В этом году у нас пошли самодельные елочки – уже целый лес самых разных.
Будет конкурс гирлянд. В «Мастерской Деда Мороза» каждому покажут основной принцип строения гирлянды, а вот из чего дети смастерят украшение, для какого помещения – их выбор. Более того, вплоть до итогового дня гирлянда держится в секрете. В прошлом году зрителей поразили шестиметровые гирлянды, сделанные из виниловых пластинок и дисков.
А идею конкурса подарочных упаковок мы взяли из интернета: существует множество сайтов, на которых можно узнать о разнообразии подарочных упаковок. Одно только ограничение ввели – размер упаковки. Ведь будет выставка!
Также мы пока не имеем представления, какие костюмы девочки сошьют для своих любимых кукол, чтобы принять участие в конкурсе «Моя кукла – Снегурочка». Но то, что наряд создается с душой и фантазией, – несомненно.
Не знаем заранее, как мальчики украсят по-новогоднему свои санки, лыжи, скейтборды, игрушечные авто, велосипеды. Любое средство передвижения можно сделать сказочным, это будет конкурс новогоднего транспорта Деда Мороза.
И пока мы только прикидываем, каких Дедов Морозов Своего Детства принесут нам взрослые: учителя, родители, бабушки и дедушки. У меня дома есть мой старый Дед Мороз, я обязательно его принесу. Идея в том, чтобы сделать Комнату желаний: эти Деды Морозы будут там стоять в волшебном свете среди зимнего убранства, может быть тихая музыка, и туда можно будет зайти, дотронуться до самого понравившегося Деда Мороза и загадать желание.

Наталья КАЗАКОВА 
Завьяловская школа Кировской области

Рейтинг@Mail.ru