РЕПОРТАЖ
Класс для двоих
Опыт Удомли показывает: когда родители и дети освоили обучение в виртуальной школе, они начинают понимать, что нет ничего ценнее урока в настоящем классе, у настоящего учителя
Удомлю заметает снегом.
Исчезли под белым покровом знаменитые удомельские озера. Смело с
побелевшей равнины пейзаж «Над вечным покоем», написанный здесь
когда-то Исааком Левитаном.
«Я живу в Удомле на улице Левитана. Мне нравятся картины этого
художника».
Так начинается реферат воспитанницы детского сада. Мама набрала его
крупным шрифтом на компьютере, а девочка приклеила иллюстрации. Таких
рефератов в детском саду «Дюймовочка» хранится множество. Там работает
детское научное общество. Проводятся даже общегородские детсадовские
научные чтения. Оказывается, можно представлять на обсуждение свои
рефераты, еще не научившись читать.
Это – Удомля. Город атомщиков. Город-спутник Калининской АЭС. Маленький
новый город: его можно увидеть от края до края, выглянув из окна
шестнадцатиэтажки. Вместе со всеми деревнями района здесь не
насчитается и сорока тысяч человек. В городе шесть школ и семь детских
садов.
Впрочем, сегодня не все придут в школы и в детские сады. И не каждый
попадет на работу.
Рядом со снежным курганом похоронно чернеет черенок лопаты. Вечная
память захлебнувшейся в снегах «Ауди». Владелец откопает ее не раньше
весны. Отчаянный пес, сдутый ветром на проезжую часть, гребет по снегу
назад, пуская из ноздрей снежные фонтаны, как дельфин.
К 200-километровой пробке на федеральной трассе прибавляется еще
километр.
Загорается экран компьютера.
«Здравствуйте, я Жанна Бородько. У нас с вами будет урок математики».
Мы – в виртуальной школе Тверской области.
***
Тверь, Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Торжок… (200 километров пробки по
федеральной трассе – это под Торжком)… Вот и Удомля. Учителя каждой
школы района выкладывают здесь свои курсы. Достаточно
зарегистрироваться и начать выполнять работу.
– Что выгоднее для района – подвозить детей или давать уроки через
интернет – спросила я в управлении образования администрации
Удомельского района.
– Конечно, дешевле интернет! – отвечает заместитель начальника Наталья
Ершова. – Тут даже считать нечего! Бензин для школьных автобусов
дорожает каждый месяц!
– А скорость интернета?
– Не жалуемся, – говорит начальник управления Любовь Корнилова. – В
этом году мы увеличили скорость трафика вдвое.
…Почти каждая семья в Удомле имеет компьютер. А что до компьютерных
классов, нельзя сказать: «Только в детском саду их нет!» Потому что в
детском саду они есть. Мебель для детсадовских компьютеров сделана по
специальным чертежам: маленькие стульчики и столики, а под каждым –
скамеечка для ног.
– Когда дети приходят к нам, почти все уже умеют работать с мышкой, –
объясняет воспитатель и преподаватель информатики Удомельского центра
развития ребенка «Детский сад “Кораблик”» Ирина Рогова. – У некоторых
детей даже есть дома развивающие игры на компьютере. И с тем, что
предлагаю им я, они хорошо справляются.
Ирина показывает свои интерактивные презентации для малышей. Вот
викторина по истории Удомли, а вот история мира насекомых. «Помоги
медвежонку Умке найти дорогу домой» – это рассказ о климатических зонах
Земли. … А за окном валит такой снег, что даже белый медвежонок домой
дороги не найдет. Школьные автобусы – те уж точно не сдвинутся с места.
Но в районе уверены: сегодня школьники на уроках все-таки появятся.
Только уроки у них будут особые – виртуальные.
***
– Что для меня главное, когда я работаю с ребенком через интернет? У
нас идет общение, – говорит Жанна Бородько, учитель математики и физики
Удомельской школы № 1. – Я обязана дать этим ученикам не только оценку,
но и аннотацию их работ. И всякий раз ребенку нужно сказать о его
плюсах.
На площадке виртуальной школы Тверской области она работает второй год.
У нее есть страничка, на которой она выкладывает свои материалы. Сейчас
Жанна Владиславовна выступает как тьютор для девятиклассников:
сопровождает их по обучающим сайтам для подготовки к ГИА. Но у нее есть
еще одна специальность: она преподаватель индивидуального обучения.
Среди ее учеников – те, кому врачи не рекомендуют посещать школу. Их
называют детьми с особыми нуждами или детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Теперь эти дети из маленькой Удомли получили
уникальную возможность учиться по интернету. Помогает им в этом редкое
и дорогое оборудование, производимое фирмой «Apple». Те, у кого плохо
двигаются руки, смогли работать с мышью, прижимая ее плечом.
Слабовидящие научились работать на компьютере с помощью клавиатуры с
накладками по азбуке Брайля.
– Сначала мы, конечно, должны были обучить родителей этих детей, –
рассказывает замдиректора школы № 1 Татьяна Стрелкина. – Я провела для
родителей курсы, показала им, как зарегистрироваться на виртуальной
площадке, как помогать своим детям в работе. Со своей стороны, я захожу
на виртуальную площадку и могу отследить, в какое время там были
ребенок и учитель. Мы завели особый журнал, где учителя прописывают
свои дополнительные уроки, которые они провели с детьми. И это все
оплачивается педагогам отдельно.
…Прежде я полагала, что для обучения по интернету нужен минимум.
Учителя объяснили: требуется максимум. И без максимума все разговоры о
дистанционном образовании ничего не стоят. Чтобы дети могли не только
полноценно заниматься, но и общаться с педагогом, им требуются
компьютер, принтер, сканер, камера, скайп. Полный комплект обходится
примерно в 70 тысяч. «Все ли это необходимо?» – усомнилась я. «Все, –
утверждают учителя. – Что мы делали бы, не будь камеры или скайпа?»
Недавно в школе № 1 оборудовали необычный учительский компьютерный
класс. Отсюда педагоги могут проводить занятия с детьми по интернету.
Длинный ряд столов. На них компьютеры, оснащенные камерами и
микрофонами. Рядом – эппловские системные блоки, крошечные,
как шкатулка для рукоделия.
– Когда мы открыли для учителей эту комнату, стало понятно, чего здесь
не хватает, – говорит директор школы № 1 Елена Митякина. – Как только
учителя приходят сюда и начинают вести урок с каждым ребенком
одновременно… Видимо, придется отделить каждое рабочее место
стеклянными перегородками.
А говорить каждому учителю приходится много!
– Мой рабочий день начинается с 8.30. И до 8 вечера я должна быть
доступна этому ребенку, – рассказывает Жанна Бородько. – Общение может
идти через виртуальную площадку или по скайпу. Мне оплачивают трафик,
но и у меня есть своя линия, по которой я из дома могу пообщаться с
учениками. Компьютер помогает хорошо освоить алгоритм, но детям всегда
нужен проводник. Нередко ребята с трудом могут найти сами основную
информацию, которой много по всем предметам. Я все чаще убеждаюсь, что
контакт с учителем глаза в глаза помогает детям осваивать программу.
Поэтому все равно стараюсь посещать их на дому, особенно если ребенок
плохо передвигается и не может прийти в школу.
– Зачем же вашим ученикам приходить в школу? – удивилась я. – Или у них
дома есть не все?
Выяснилось: не все. Получив уникальное оборудование и позанимавшись с
педагогами по интернету, дети приходят к выводу, что урок у настоящего
живого учителя – это круче.
***
Заметает снегом Тверскую область.
Над вечным покоем больничного белого цвета – только больничный снег.
Утонули в снегу маленькие сельские школы вокруг Удомли. Они тянутся к
городу атомщиков, как котята к кошке. В некоторых школах пять-семь
учителей. Несколько десятков детей. Школьный автобус. Сельский детский
сад, уже прозванный «коммунистическим», настолько он против всяких
законов рентабельности. Контингент: три малыша и русская печь. В
мусорном ящике поселка роются лисы. На дорогу выходят лоси. А на березе
сидят тетерева.
– Можно наладить дистанционное обучение в отдаленных сельских школах
района? – спросила я в районном управлении образования.
– Можно, – соглашается заместитель начальника управления образования
Удомельского района Наталья Ершова. – В сельских школах нашего района
есть интернет, и в одной из удаленных школ мы будем в будущем вводить
дистанционное обучение. Но востребовано другое: сельские жители просят,
чтобы мы привозили к ним в школы учителей. А еще лучше – возили детей
из села в городские школы.
…Когда интернет есть и работает, быстро выясняется, что живые уроки
гораздо интереснее. Кое-кто даже сказал бы: престижнее. Учитель может
на тебя смотреть и может тебя подбодрить. И может поговорить с тобой о
твоей жизни, хотя у вас – урок математики. Настоящая большая школа для
детей, привыкших к изолированному образу жизни – в четырех стенах
родительской квартиры или в четырех избах маленькой деревни, – это как
большая незнакомая страна. Осваивая ее, они начинают чувствовать себя
счастливыми первопроходцами.
Вот, например, в Удомельском районе, где с интернетом все в порядке,
даже появился муниципальный координатор, который составляет расписание
для детей из старших классов, приезжающих на занятия в городские школы.
Случается, что у сильного учителя набирается целый класс из этих
сельских ребят, и тогда всю работу можно оплатить по штатному
расписанию. А некоторые школы просят педагогов из города провести у них
уроки. И даже, по слухам, обещают самым смелым за это 25%-ную сельскую
надбавку.
– Мы заключаем с сельскими школами договор сотрудничества, –
рассказывает директор Удомельской гимназии № 3 Валентина Сидорюк. – У
нас есть возможность транслировать уроки из нашей школы в сельские,
вести телемосты и вебинары. Но нам объясняют: «Нам бы приехать на урок
к живому учителю: хочется смотреть ему в глаза». Едут к нам из разных
мест: село Молдино в 18 км от нас, Мста – в 15-ти, Сигово – в 8-ми… В
режиме онлайн дети видят учителя, узнают его, но не чувствуют близости.
И получается, что уроки нашей школы он-лайн для них только на втором
месте, как некий плюс. Главное для них – что к нам в школу можно
приехать! Составляя базовый план школы, никогда не забываем, что наши
учителя должны дать мастер-классы для учеников и учителей сельских
школ. Обычно эти школы заранее присылают заявку, сколько человек
приедут и когда. И мы их ждем. Наши учителя уже знают, что сегодня у
них будет мастер-класс для ребят из села. Такой урок оплачивается из
стимулирующего фонда. Жители сел нас спрашивают: можно нам приезжать к
вам почаще, вне этого плана? Не получается: очень уж загружены наши
учителя.
...Правда, сегодня никто в городские школы не приедет. Школьникам,
которые так и не добрались через сугробы на занятия, пришлют задания.
…Снег идет. Федеральная трасса стоит. Интернет работает.
***
– Какое наказание кажется нашим детям самым тяжелым? Остаться дома и не
прийти в школу, – говорит завуч школы № 1 Татьяна Стрелкина. – Одно
время мы говорили родителям детей с особыми нуждами: пусть ваш ребенок
занимается в интернете дома и приходит в школу к тому времени, когда у
него назначен урок со своим педагогом. Но потом мы отошли от этого.
Дети приходят к 8.30 и до 2.15 остаются у нас в школе.
Таких детей в школе № 1 – больше сотни.
– Даже если будете внимательно вглядываться, вы не узнаете их среди
других детей, – говорит директор школы Елена Митякина. – Здравствуйте,
ребята!.. Мальчики, которые только что поздоровались с нами, чем-то
отличаются от остальных детей? Нет? А между тем у них показания к
надомному обучению.
...Интернет открыл новые возможности для детей, которые по состоянию
здоровья вынуждены всю жизнь сидеть дома. Многие ребята, у которых,
казалось, не было будущего, смогли после окончания школы № 1 поступить
в интернет-техникум. Один из выпускников с помощью интернета получил
компьютерную специальность и даже зарабатывает собственные деньги.
Врачи считали, что он на всю жизнь будет прикован к инвалидной коляске.
Но молодой человек сам ходит по городу. Учителя помнят, как несколько
лет назад он впервые встал с коляски и пошел с палочкой по школьному
коридору.
…Недавно для таких детей в школе № 1 решили создать единственные в
своем роде классные помещения. Для этого пустующую рекреацию разделили
перегородками на несколько частей. Получились классы для двоих. В
каждом – только учитель и ребенок. Если дети могут передвигаться, они
приходят в школу и берут уроки у своего педагога. И вот они сидят в
крошечном классе и общаются один на один. Принцип: как по интернету,
только лучше.