Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Кириллова Светлана

Класс для двоих

Опыт Удомли показывает: когда родители и дети освоили обучение в виртуальной школе, они начинают понимать, что нет ничего ценнее урока в настоящем классе, у настоящего учителя

Удомлю заметает снегом.
Исчезли под белым покровом знаменитые удомельские озера. Смело с побелевшей равнины пейзаж «Над вечным покоем», написанный здесь когда-то Исааком Левитаном.
«Я живу в Удомле на улице Левитана. Мне нравятся картины этого художника».
Так начинается реферат воспитанницы детского сада. Мама набрала его крупным шрифтом на компьютере, а девочка приклеила иллюстрации. Таких рефератов в детском саду «Дюймовочка» хранится множество. Там работает детское научное общество. Проводятся даже общегородские детсадовские научные чтения. Оказывается, можно представлять на обсуждение свои рефераты, еще не научившись читать.
Это – Удомля. Город атомщиков. Город-спутник Калининской АЭС. Маленький новый город: его можно увидеть от края до края, выглянув из окна шестнадцатиэтажки. Вместе со всеми деревнями района здесь не насчитается и сорока тысяч человек. В городе шесть школ и семь детских садов.
Впрочем, сегодня не все придут в школы и в детские сады. И не каждый попадет на работу.
Рядом со снежным курганом похоронно чернеет черенок лопаты. Вечная память захлебнувшейся в снегах «Ауди». Владелец откопает ее не раньше весны. Отчаянный пес, сдутый ветром на проезжую часть, гребет по снегу назад, пуская из ноздрей снежные фонтаны, как дельфин.
К 200-километровой пробке на федеральной трассе прибавляется еще километр.
Загорается экран компьютера.
«Здравствуйте, я Жанна Бородько. У нас с вами будет урок математики».
Мы – в виртуальной школе Тверской области.

***
Тверь, Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Торжок… (200 километров пробки по федеральной трассе – это под Торжком)… Вот и Удомля. Учителя каждой школы района выкладывают здесь свои курсы. Достаточно зарегистрироваться и начать выполнять работу.
– Что выгоднее для района – подвозить детей или давать уроки через интернет – спросила я в управлении образования администрации Удомельского района.
– Конечно, дешевле интернет! – отвечает заместитель начальника Наталья Ершова. – Тут даже считать нечего! Бензин для школьных автобусов дорожает каждый месяц!
– А скорость интернета?
– Не жалуемся, – говорит начальник управления Любовь Корнилова. – В этом году мы увеличили скорость трафика вдвое.
…Почти каждая семья в Удомле имеет компьютер. А что до компьютерных классов, нельзя сказать: «Только в детском саду их нет!» Потому что в детском саду они есть. Мебель для детсадовских компьютеров сделана по специальным чертежам: маленькие стульчики и столики, а под каждым – скамеечка для ног.
– Когда дети приходят к нам, почти все уже умеют работать с мышкой, – объясняет воспитатель и преподаватель информатики Удомельского центра развития ребенка «Детский сад “Кораблик”» Ирина Рогова. – У некоторых детей даже есть дома развивающие игры на компьютере. И с тем, что предлагаю им я, они хорошо справляются.
Ирина показывает свои интерактивные презентации для малышей. Вот викторина по истории Удомли, а вот история мира насекомых. «Помоги медвежонку Умке найти дорогу домой» – это рассказ о климатических зонах Земли. … А за окном валит такой снег, что даже белый медвежонок домой дороги не найдет. Школьные автобусы – те уж точно не сдвинутся с места.
Но в районе уверены: сегодня школьники на уроках все-таки появятся. Только уроки у них будут особые – виртуальные.

***
– Что для меня главное, когда я работаю с ребенком через интернет? У нас идет общение, – говорит Жанна Бородько, учитель математики и физики Удомельской школы № 1. – Я обязана дать этим ученикам не только оценку, но и аннотацию их работ. И всякий раз ребенку нужно сказать о его плюсах.
На площадке виртуальной школы Тверской области она работает второй год. У нее есть страничка, на которой она выкладывает свои материалы. Сейчас Жанна Владиславовна выступает как тьютор для девятиклассников: сопровождает их по обучающим сайтам для подготовки к ГИА. Но у нее есть еще одна специальность: она преподаватель индивидуального обучения. Среди ее учеников – те, кому врачи не рекомендуют посещать школу. Их называют детьми с особыми нуждами или детьми с ограниченными возможностями здоровья. Теперь эти дети из маленькой Удомли получили уникальную возможность учиться по интернету. Помогает им в этом редкое и дорогое оборудование, производимое фирмой «Apple». Те, у кого плохо двигаются руки, смогли работать с мышью, прижимая ее плечом. Слабовидящие научились работать на компьютере с помощью клавиатуры с накладками по азбуке Брайля.
– Сначала мы, конечно, должны были обучить родителей этих детей, – рассказывает замдиректора школы № 1 Татьяна Стрелкина. – Я провела для родителей курсы, показала им, как зарегистрироваться на виртуальной площадке, как помогать своим детям в работе. Со своей стороны, я захожу на виртуальную площадку и могу отследить, в какое время там были ребенок и учитель. Мы завели особый журнал, где учителя прописывают свои дополнительные уроки, которые они провели с детьми. И это все оплачивается педагогам отдельно.
…Прежде я полагала, что для обучения по интернету нужен минимум. Учителя объяснили: требуется максимум. И без максимума все разговоры о дистанционном образовании ничего не стоят. Чтобы дети могли не только полноценно заниматься, но и общаться с педагогом, им требуются компьютер, принтер, сканер, камера, скайп. Полный комплект обходится примерно в 70 тысяч. «Все ли это необходимо?» – усомнилась я. «Все, – утверждают учителя. – Что мы делали бы, не будь камеры или скайпа?»
Недавно в школе № 1 оборудовали необычный учительский компьютерный класс. Отсюда педагоги могут проводить занятия с детьми по интернету. Длинный ряд столов. На них компьютеры, оснащенные камерами и микрофонами. Рядом –  эппловские системные блоки, крошечные, как шкатулка для рукоделия.
– Когда мы открыли для учителей эту комнату, стало понятно, чего здесь не хватает, – говорит директор школы № 1 Елена Митякина. – Как только учителя приходят сюда и начинают вести урок с каждым ребенком одновременно… Видимо, придется отделить каждое рабочее место стеклянными перегородками.
А говорить каждому учителю приходится много!
– Мой рабочий день начинается с 8.30. И до 8 вечера я должна быть доступна этому ребенку, – рассказывает Жанна Бородько. – Общение может идти через виртуальную площадку или по скайпу. Мне оплачивают трафик, но и у меня есть своя линия, по которой я из дома могу пообщаться с учениками. Компьютер помогает хорошо освоить алгоритм, но детям всегда нужен проводник. Нередко ребята с трудом могут найти сами основную информацию, которой много по всем предметам. Я все чаще убеждаюсь, что контакт с учителем глаза в глаза помогает детям осваивать программу. Поэтому все равно стараюсь посещать их на дому, особенно если ребенок плохо передвигается и не может прийти в школу.
– Зачем же вашим ученикам приходить в школу? – удивилась я. – Или у них дома есть не все?
Выяснилось: не все. Получив уникальное оборудование и позанимавшись с педагогами по интернету, дети приходят к выводу, что урок у настоящего живого учителя – это круче.

***
Заметает снегом Тверскую область.
Над вечным покоем больничного белого цвета – только больничный снег. Утонули в снегу маленькие сельские школы вокруг Удомли. Они тянутся к городу атомщиков, как котята к кошке. В некоторых школах пять-семь учителей. Несколько десятков детей. Школьный автобус. Сельский детский сад, уже прозванный «коммунистическим», настолько он против всяких законов рентабельности. Контингент: три малыша и русская печь. В мусорном ящике поселка роются лисы. На дорогу выходят лоси. А на березе сидят тетерева.
– Можно наладить дистанционное обучение в отдаленных сельских школах района? – спросила я в районном управлении образования.
– Можно, – соглашается заместитель начальника управления образования Удомельского района Наталья Ершова. – В сельских школах нашего района есть интернет, и в одной из удаленных школ мы будем в будущем вводить дистанционное обучение. Но востребовано другое: сельские жители просят, чтобы мы привозили к ним в школы учителей. А еще лучше – вози­ли детей из села в городские школы.
…Когда интернет есть и работает, быстро выясняется, что живые уроки гораздо интереснее. Кое-кто даже сказал бы: престижнее. Учитель может на тебя смотреть и может тебя подбодрить. И может поговорить с тобой о твоей жизни, хотя у вас – урок математики. Настоящая большая школа для детей, привыкших к изолированному образу жизни – в четырех стенах родительской квартиры или в четырех избах маленькой деревни, – это как большая незнакомая страна. Осваивая ее, они начинают чувствовать себя счастливыми первопроходцами.
Вот, например, в Удомельском районе, где с интернетом все в порядке, даже появился муниципальный координатор, который составляет расписание для детей из старших классов, приезжающих на занятия в городские школы. Случается, что у сильного учителя набирается целый класс из этих сельских ребят, и тогда всю работу можно оплатить по штатному расписанию. А некоторые школы просят педагогов из города провести у них уроки. И даже, по слухам, обещают самым смелым за это 25%-ную сельскую надбавку.
– Мы заключаем с сельскими школами договор сотрудничества, – рассказывает директор Удомельской гимназии № 3 Валентина Сидорюк. – У нас есть возможность транслировать уроки из нашей школы в сельские, вести телемосты и вебинары. Но нам объясняют: «Нам бы приехать на урок к живому учителю: хочется смотреть ему в глаза». Едут к нам из разных мест: село Молдино в 18 км от нас, Мста – в 15-ти, Сигово – в 8-ми… В режиме онлайн дети видят учителя, узнают его, но не чувствуют близости. И получается, что уроки нашей школы он-лайн для них только на втором месте, как некий плюс. Главное для них – что к нам в школу можно приехать! Составляя базовый план школы, никогда не забываем, что наши учителя должны дать мастер-классы для учеников и учителей сельских школ. Обычно эти школы заранее присылают заявку, сколько человек приедут и когда. И мы их ждем. Наши учителя уже знают, что сегодня у них будет мастер-класс для ребят из села. Такой урок оплачивается из стимулирующего фонда. Жители сел нас спрашивают: можно нам приезжать к вам почаще, вне этого плана? Не получается: очень уж загружены наши учителя.
...Правда, сегодня никто в городские школы не приедет. Школьникам, которые так и не добрались через сугробы на занятия, пришлют задания.
…Снег идет. Федеральная трасса стоит. Интернет работает.

***
– Какое наказание кажется нашим детям самым тяжелым? Остаться дома и не прийти в школу, – говорит завуч школы № 1 Татьяна Стрелкина. – Одно время мы говорили родителям детей с особыми нуждами: пусть ваш ребенок занимается в интернете дома и приходит в школу к тому времени, когда у него назначен урок со своим педагогом. Но потом мы отошли от этого. Дети приходят к 8.30 и до 2.15 остаются у нас в школе.
Таких детей в школе № 1 – больше сотни.
– Даже если будете внимательно вглядываться, вы не узнаете их среди других детей, – говорит директор школы Елена Митякина. – Здравствуйте, ребята!.. Мальчики, которые только что поздоровались с нами, чем-то отличаются от остальных детей? Нет? А между тем у них показания к надомному обучению.
...Интернет открыл новые возможности для детей, которые по состоянию здоровья вынуждены всю жизнь сидеть дома. Многие ребята, у которых, казалось, не было будущего, смогли после окончания школы № 1 поступить в интернет-техникум. Один из выпускников с помощью интернета получил компьютерную специальность и даже зарабатывает собственные деньги. Врачи считали, что он на всю жизнь будет прикован к инвалидной коляске. Но молодой человек сам ходит по городу. Учителя помнят, как несколько лет назад он впервые встал с коляски и пошел с палочкой по школьному кори­дору.
…Недавно для таких детей в школе № 1 решили создать единственные в своем роде классные помещения. Для этого пустующую рекреацию разделили перегородками на несколько частей. Получились классы для двоих. В каждом – только учитель и ребенок. Если дети могут передвигаться, они приходят в школу и берут уроки у своего педагога. И вот они сидят в крошечном классе и общаются один на один. Принцип: как по интернету, только лучше.

Рейтинг@Mail.ru