Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Чаплыгина Нина

Управляемость повышается, а условия для развития исчезают

Разговор учителя с чиновником

Под конец школьного полугодия на просторах интернета один учитель встретился с одним чиновником. То есть учитель сначала стоял сам по себе и размышлял о том, какой безрадостной становится школа, и тут откуда ни возьмись – человек из департамента образования. Мол, чего тебе надобно, старче?
Понятно, все комментаторы обрадовались, затихли, стали смотреть, как три желания учителя будут исполняться. Но никакого волшебства не случилось.
Слово за слово, а проверять школы только по отчетам – мудро; унифицировать школы – гениально; гнать взашей тех, кто не показывает результатов, – гуманно.
И никак учителю было его не ущучить. Только все равно с пустыми руками он не остался. Услышал от собеседника золотое слово российских управленцев: «Зоопарк ОУ». Метафора года! Чем не подарок: образ школы в восприятии управленцев. Что им Гекуба, если они числят себя сторожами зоопарка.
Ведь так и есть!

Учитель. Просто удивительно: результат беспрерывных школьных реформ – это возвращение на круги своя. То, что было само собой разумеющимся в советское время, что явно отступило в 90-е, стремительно возвращает свои позиции: у нас снова типовая школа!
В типовые двери врезаны типовые замки, типовой wi-fi с типовым паролем
admin12 во всех школах. Школьная форма практически везде непреложна, видовое разнообразие образовательных учреждений теперь надо взять в кавычки, то есть «как бы лицей», «как бы центр образования». Типовые требования надо реализовывать на типовых сайтах, а новые стандарты теперь регламентируют даже личностные качества. Механизмы аттестации сортируют учителей, типовые «стимулы» заставляют их участвовать в гонках за зарплатой, притом есть огромный пласт жизни школы, обычно скрытый от потребителя образовательных услуг: типовые приказы, инструкции, отчеты и прочие «приятности» толстыми слоями.
Одна тонкость: управляемость повышается, а условия для подлинного развития личности исчезают на глазах. Потому что вообще ничего личного (субъективно окрашенного) – нельзя. Идеально – учитель-конформист, воспитывающий конформиста-ученика. «Улучшение системы» свелось к этой модели. И никаких других контекстов становления личности в школе не видно до самого горизонта.

Чиновник. Никто не препятствует субъек­тивной окрашенности процесса. Это какие-то слова, для меня не очень понятные. Что вам нужно и для чего? Можете пояснить, что конкретно вы хотите сделать и какие препятствия для реализации своего плана встречаете? А что не так в управленческой модели? Внутренняя школьная среда вас не устраивает или внешнее окружение?
Внешняя унификация необходима. И не только потому, что управлять, обслуживать и финансировать весь сложившийся зоопарк ОУ безумно сложно и проще исходить из понятия «Государственное бюджетное ОУ». Сейчас я перемалываю данные КПМО – вы даже не представляете, какие различия показывают вполне сравнимые школы. Школы смотрим даже не по содержанию предоставляемой информации, а по ее качеству. И по этому признаку я уже могу ткнуть пальцем в школы, где половину коллектива надо гнать. Хотя мы смотрим не столько результат, сколько качество управленческой деятельности, корреляции с образовательными результатами в подавляющем большинстве случаев есть. Но неэффективные говорят те же слова: нам мешают! Чем мешают? Теперь стало видно: большинство находится в сходных условиях, но кому-то все мешают, а кто-то умудряется продуктивно работать.
А кто говорит иначе – лукавит.

Рейтинг@Mail.ru