Управляемость повышается, а условия для развития исчезают
Разговор учителя с чиновником
Под конец школьного полугодия на просторах интернета
один учитель встретился с одним чиновником. То есть учитель сначала
стоял сам по себе и размышлял о том, какой безрадостной становится
школа, и тут откуда ни возьмись – человек из департамента образования.
Мол, чего тебе надобно, старче?
Понятно, все комментаторы обрадовались, затихли, стали смотреть, как
три желания учителя будут исполняться. Но никакого волшебства не
случилось.
Слово за слово, а проверять школы только по отчетам – мудро;
унифицировать школы – гениально; гнать взашей тех, кто не показывает
результатов, – гуманно.
И никак учителю было его не ущучить. Только все равно с пустыми руками
он не остался. Услышал от собеседника золотое слово российских
управленцев: «Зоопарк ОУ». Метафора года! Чем не подарок: образ школы
в восприятии управленцев. Что им Гекуба, если они числят себя сторожами
зоопарка.
Ведь так и есть!
Учитель.
Просто удивительно: результат беспрерывных школьных реформ – это
возвращение на круги своя. То, что было само собой разумеющимся в
советское время, что явно отступило в 90-е, стремительно возвращает
свои позиции: у нас снова типовая школа!
В типовые двери врезаны типовые замки, типовой wi-fi с типовым паролем
admin12 во всех школах. Школьная форма практически везде непреложна,
видовое разнообразие образовательных учреждений теперь надо взять в
кавычки, то есть «как бы лицей», «как бы центр образования». Типовые
требования надо реализовывать на типовых сайтах, а новые стандарты
теперь регламентируют даже личностные качества. Механизмы аттестации
сортируют учителей, типовые «стимулы» заставляют их участвовать в
гонках за зарплатой, притом есть огромный пласт жизни школы, обычно
скрытый от потребителя образовательных услуг: типовые приказы,
инструкции, отчеты и прочие «приятности» толстыми слоями.
Одна тонкость: управляемость повышается, а условия для подлинного
развития личности исчезают на глазах. Потому что вообще ничего личного
(субъективно окрашенного) – нельзя. Идеально – учитель-конформист,
воспитывающий конформиста-ученика. «Улучшение системы» свелось к этой
модели. И никаких других контекстов становления личности в школе не
видно до самого горизонта.
Чиновник.
Никто не препятствует субъективной окрашенности процесса. Это какие-то
слова, для меня не очень понятные. Что вам нужно и для чего? Можете
пояснить, что конкретно вы хотите сделать и какие препятствия для
реализации своего плана встречаете? А что не так в управленческой
модели? Внутренняя школьная среда вас не устраивает или внешнее
окружение?
Внешняя унификация необходима. И не только потому, что управлять,
обслуживать и финансировать весь сложившийся зоопарк ОУ безумно сложно
и проще исходить из понятия «Государственное бюджетное ОУ». Сейчас я
перемалываю данные КПМО – вы даже не представляете, какие различия
показывают вполне сравнимые школы. Школы смотрим даже не по содержанию
предоставляемой информации, а по ее качеству. И по этому признаку я уже
могу ткнуть пальцем в школы, где половину коллектива надо гнать. Хотя
мы смотрим не столько результат, сколько качество управленческой
деятельности, корреляции с образовательными результатами в подавляющем
большинстве случаев есть. Но неэффективные говорят те же слова: нам
мешают! Чем мешают? Теперь стало видно: большинство находится в сходных
условиях, но кому-то все мешают, а кто-то умудряется продуктивно
работать.
А кто говорит иначе – лукавит.