NON/FICTION
«Ребенок приходит в мир, чтобы определить свое предназначение»
В педагогике Александра Тубельского открывается новая страница
Рады сообщить читателям, что на книжной ярмарке NON/Fiction №
14 прошла презентация новой книги Издательского дома «Первое сентября»,
которую мы подготовили совместно с Центром образования «Школа
самоопределения».
Заранее собрались друзья, коллеги, ученики Александра
Наумовича – те, вместе с кем он не один десяток лет шел к своей мечте,
строил педагогику самоопределения в пространстве реальной
общеобразовательной школы не в самом престижном районе. Пришли и люди,
лично Александра Тубельского не знавшие, но наслышанные, обретшие в его
педагогических идеях надежного союзника. Останавливались и просто
проходившие мимо – перед словами «Ребенок приходит в мир, чтобы
осуществить свое предназначение», – кто же не остановится.
Сам Александр Наумович Тубельский книг по педагогике не писал, разве
что собирался. Он дышал своей школой и не мог оторваться от живого
дела. А когда ушел – из письменных свидетельств его жизни в педагогике
остались многочисленные разрозненные статьи, интервью, заметки.
Их собирали, над ними думали, и вот – книга! Случилась, да какая!
Юлия Грицай, директор Школы самоопределения:
– После смерти Александра Наумовича школа, конечно, сама хотела создать
педагогическую историю – свою и своего директора. Но каждый представлял
ее настолько личностно, настолько страстно, что споры шли бесконечные и
единый образ книги не возникал. Хорошо, что писателю и журналисту
Андрею Русакову удалось это сделать.
И правда: у каждого, кто захотел выступить на презентации, был «свой
Тубельский», что значит – всякий встретившийся с ним хоть раз получал
от него сугубо личное послание. И в нем был весь Тубельский. Он был –
весь – в каждой случайной истории, которыми делились собравшиеся.
О созвучии времени и судьбы Тубельского говорил Евгений Бунимович,
Уполномоченный по правам ребенка в Москве:
– Александр Наумович пришел в педагогику в счастливое время, оно словно
ждало именно его. Многое можно было сделать, и он сделал и в каком-то
смысле сам стал образовательной эпохой. Она и закончилась с его уходом.
А первым уполномоченным по правам детей был именно Тубельский. Это
право ему дал сам дух его педагогики: свобода, достоинство,
самоопределение. Но это всегда не ко двору, всегда кажется лишним. У
нас до сих пор нет адекватного инструмента, чтобы в полной мере
воплотить сложнейшее устройство пространства его идей.
Андрей Русаков, составитель книги, признался, что и сам не ожидал, что
книга получится авторской и в ней зазвучит живой голос Александра
Тубельского. Собранная из отрывков и фрагментов, она вдруг выстроилась,
и целое оказалось больше суммы своих частей. Случилось радостное чудо.
Татьяна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная тьюторская
ассоциация», подошла к книге с практических позиций:
– Все больше родителей отказывают в доверии системе государственного
образования и вообще модели школьного обучения. Все больше родителей
предпочитают давать знания своим детям самостоятельно. И главный
вопрос, который они адресуют системе гособразования, – почему школа
забирает почти все личное время ребенка и ничего не дает взамен?
Если речь идет только о системе формальных знаний, то таких жертв не
требуется. Но был Тубельский, и ему было важно, чтобы ребенок в школе
жил, чтобы его жизнь там не рвалась и не нарушалась. И только теперь
начинает доходить содержание его педагогики: если школа не дает ребенку
жить, зачем она нужна? Тубельский знал и этот вопрос, и ответ на него.
Знал – и делал.
Сегодня, чтобы сохранить школу как важный для развития ребенка
институт, нам надо слушать Тубельского.