Интеллектуальную литературу рано списывать в тираж!
В этом году на ярмарке NON/Fiction зарегистрировано рекордное число посетителей
Выставка Non/Fiction на Крымском валу в этом году проходит в
14-й раз. Почти юбилей. Некруглые числа вообще интересней круглых –
просто в силу незавершенности и готовности прирастать чем-то большим.
А открытости нынешней выставке-ярмарке хватало…
Посетителей, отстоявших немалую очередь, встречала монументальная
инсталляция испанской художницы Алисии Мартин. Пять тысяч старых книг,
спасенных из переработки, были нанизаны на деревянный каркас и оплетены
металлической сеткой. Образ гейзера слов, бьющего из подвала ЦДХ,
должен был, по мысли художника, подчеркнуть актуальность традиционных
бумажных носителей в современном мире. Посетители с некоторой оторопью
оглядывали инсталляцию, некоторые даже украдкой отрывали пришпиленного
Чехова или Горького. И шли дальше.
Основная экспозиция
На втором этаже посетителей встречал большой стенд Альянса
независимых издателей. Здесь можно было увидеть все новинки, в том
числе музыкальных издательств. На полках ИД «Классика XXI века» (http://classica21.ru/)
– книги по нашим временам редкие, на «своего читателя».
На коллективном стенде специального гостя выставки этого года –
Германии – все четыре дня в стеклянной кабине, сменяя друг друга, на
поэтическом слэме выступали немецкие поэты Бас Бёттхер и Далибор
Маркович. Поэты в микрофон начитывали рэп, понимающие слушатели с
наушниками на головах хлопали, а кому не хватило наушников,
довольствовались визуальным каналом.
Это было сложно – глаза разбегались и на поэтах фокусировались с
трудом. Все-таки Non/Fiction – это даже не пиршество духа, а настоящее
интеллектуальное обжорство. Ну нельзя собирать в одном месте такое
количество хорошей, умной и интересной литературы – просто из
милосердия к читателям.
Тут надо заметить, что «мучеников» приходило по 8 тысяч в день. В этом
году зарегистрировано рекордное число посетителей.
Разные
издательства – разные стратегии
Количество букв на единицу площади и событий на единицу
времени зашкаливало, так что взгляд фиксировал происходящее в режиме
фотоаппарата, а не видеокамеры – отдельными кадрами.
Издательство «Амфора» успело издать «Страну вина» Нобелевского лауреата
по литературе этого года Мо Яня, о чем извещало специальной табличкой
на стенде. Посетители листали лауреата, но особого ажиотажа не
наблюдалось.
Издательская группа «Лениздат» сделала ставку на дешевую классику – по
сто рублей за покет-бук. Разброс имен – от Вирджинии Вулф и Кобо Абэ до
Ивана Лажечникова и Алексея Толстого. Книги мели, как пирожки. И нам
еще пророчат гибель книжной культуры...
Надо отметить еще два издания «Лениздата». Первое – это «Блокадная
книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, впервые переизданная с 1994
года. В этом издании также впервые воспроизведена верстка журнала
«Новый мир» с изувеченными цензурой главами из «Блокадной книги», сюда
теперь входит глава «Ленинградское дело», повествующая об уже
послевоенной расправе над городом; помещены и блокадные фотографии и
документы из архивов города и фонда Даниила Гранина.
Издана также и последняя прижизненная книга Анны Ахматовой «Бег
времени». Ее собирались издавать в 1963 году в издательстве «Советский
писатель», но так и не собрались. В соответствии с замыслом Анны
Андреевны в книгу включены не только антисталинские стихи, но и
«крамольные» строфы «Поэмы без Героя» и «Реквием». Кроме того, в этом
издании рассказана история невыхода книги, впервые воспроизведены
факсимильные планы автора невышедшего «Бега времени».
Издательство «Редакция Елены Шубиной» (часть бывшей группы АСТ)
презентует книгу Натальи Громовой «Странники войны. Воспоминания детей
писателей 1941–1944. Дети писателей». Под одной обложкой объединены
воспоминания писательских детей, которые пережили военные годы в
интернате города Чистополя.
«Новое Литературное Обозрение» анонсирует выход «Монад» – одного из
пяти томов «неполного собрания сочинений» поэта-концептуалиста Дмитрия
Пригова, ставшего одним из символов 90-х.
А Евгений Бунимович рассказывает о книге «Девятый класс. Вторая школа»
(Издательство CORPUS). В книге воспоминаний о знаменитой 2-й
физико-математической школе рассказывается и о том, как разгонялась 2-я
школа. В свете нынешних событий напрашиваются грустные параллели.
Ну а на стенде «Ад Маргинем Пресс» продается новинка – сборник эссе
Сьюзен Зонтаг «О фотографии» – книга о фотографии как явлении культуры.
Добралась до нас спустя сорок лет! Наконец-то.
Научно-популярная литература
на подъеме
Речь даже не о прикладных изданиях вроде книг Владимира
Арнольда (например, «Математическое понимание природы») или «Страны
математических чудес» Джина Акиямы, которые издает издательство МЦНМО (http://biblio.mccme.ru/node/2155).
Не о «100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей»
Александра Дмитриева (Этерна, http://elementy.ru/bookclub/book/322/).
А о книгах, создающих базис знания современного человека об окружающем
мире, о нем самом, его природе и происхождении. Это «Физика будущего» и
«Физика невозможного» Мичио Каку, «Кости, скалы и звезды» Криса Терни,
«Парадоксы роста» Сергея Капицы, «Внутренняя рыба» Нила Шубина и
«Эволюция человека» Александра Маркина. Еще «Ружья, сталь и микробы»
Джареда Даймонда. В общем, о замечательных книгах, написанных учеными и
популяризаторами науки и изданных при участии фонда «Династия» (http://elementy.ru/bookclub/book).
А в качестве вишенки на торте – «Книга всеобщих заблуждений» Стивена
Фрая («Фантом-пресс» http://phantom-press.ru/authors/author_16/).
Как ее аттестуют в одной из английских рецензий – «Всесторонний и
унизительный каталог всех недоразумений, ошибок и разногласий в так
называемом «общем знании». Каталог, который заставит задать вопрос
самому себе: зачем вообще ходят в школу?»
На подъеме и научно-популярные журналы. То, что дела идут хорошо у
журналов «Вокруг света» и «Наука в фокусе», понятно – как-никак у них в
партнерах Русское географическое общество, которому благоволят на самом
верху. Но теперь в Россию пришел и журнал Newscientist (http://www.newscientist.ru/,
что не может не радовать. Да и старая добрая «Наука и жизнь» не сдает
позиции (http://www.nkj.ru/).
На выставке можно было купить годовые подборки по мизерным ценам.
Детские этажи
Весь третий этаж отдали детям, и там чего только не
происходило! Посетителей было даже больше, чем на втором этаже: Детская
программа по количеству мероприятий, безусловно, превосходила остальные
проекты выставки. Безостановочный праздник книги шел четыре дня подряд.
По этажу бродили русские солдаты в мундирах времен наполеоновских войн
в обнимку с псами-рыцарями, дети в треуголках из газет и коронах из
фольги рисовали на полу под руководством художников, писали на стенах,
пускали воздушные шары и учились делать мультики и книги.
Нашлось место всему. И развлекательным проектам «Росмена» и
издательства «Живая история». И серьезным мероприятиям, которые
проводили «Мемориал» и издательство «Компас-Гид». Кстати, редактор
«Компас-Гида» Марина Кадетова получила премию «Человек книги 2012» за
серию «Гражданин мира».
«Розовый жираф» издал книгу Гэри Шмидта «Битвы по средам» – об
американских школьниках 1967 года: Вьетнам, «дети цветов», рок-н-ролл
и... занудный Шекспир.
А у ИД «Самокат» (http://www.samokatbook.ru/) –
новый проект: серия книг для подростков о Великой Отечественной войне.
Открывает ее повесть «Я упал на траву» Виктора Драгунского, посвященная
московскому ополчению.
Еще интересная книга – Тодд Штрассер, «Волна». Она повествует о
реальном эксперименте, который имел место в 70-х годах в Калифорнии.
Чтобы объяснить своим ученикам суть нацизма, учитель истории Бен Росс
создал в своем классе движение под названием «Волна». Дети включились в
игру, и сам учитель стал проникаться ролью лидера, а спустя неделю
обычная школа превратилась в маленькую тоталитарную республику.
...Вечером последнего дня, когда я уходил с выставки, смеркалось. До
закрытия оставалось часа два с половиной. С неба на мокрый лед падал
мокрый снег, как он падал все четыре дня. А очередь за билетами
спускалась от касс по ступеням и тянулась до края козырька ЦДХ. И кто
это говорит, что книжная культура уходит в прошлое?