Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Третья тетрадь
Детный мир

УРОК ПО УЧЕБНИКУ ДАЛЬНИХ ДОРОГ


Чаплыгина Нина

«Смотря чему вы учились за границей...»

Комментарий социолога

Галина Чередниченко, ученый из Института социологии РАН, несколько лет ведет исследование на тему «Влияние на карьеру обучения российской молодежи за рубежом». Некоторые материалы представлены общественности.


– Сейчас очень много россиян учатся за границей. В 2007 году наш институт проводил исследование эффективности профессионального образования за границей. Базу составили интервью молодых людей, бывших за границей студентами, получивших там степень магистра и доктора философии, стажировавшихся или прослушавших курсы и теперь вернувшихся, чтобы строить карьеру на родине.
Обратимся к траекториям их жизненного пути. Можно выделить несколько типов профессиональных карьер.
Восходящие карьеры – когда происходит непосредственное использование полученных знаний, специализации, за которыми молодые люди и ехали за рубеж. Передовые знания и умения, полученные за границей, находят прямое применение на родине – именно за ними и стоит ехать куда-либо. Так ты оказываешься на гребне волны, получаешь уникальное преимущество. Обычно это получается, если человек учился в естественно-научной сфере, медицине, в сфере высоких технологий.
«Нишеобразующие» карьеры выстраиваются тогда, когда накопленные за границей узкопрофессиональные умения и навыки, даже самые прогрессивные и передовые, могут по возвращении не превратиться в капитал, а остаться неиспользованным резервом. На родине передовые, авангардные знания не всегда принимаются системой. Пример – история архитектора, который учился у модного австрийского дизайнера в Лос-Анджелесе, но после возвращения на родину не смог вписаться в нашу практику. Другой молодой человек получил во Франции диплом социолога, но столкнулся с тем, что на базе полученных знаний невозможно писать российскую диссертацию.
Карьеры на основании конверсии. Здесь приобретенные навыки и знания тоже не используются, зато большую роль играют дополнительно полученные знания – о культуре страны, менталитете, особенностях ведения бизнеса, а больше всего – совершенное владение иностранным языком, умение раскрепощенно общаться с иностранцами. Именно эти знания оказываются ключевыми при приеме на работу в иностранную компанию. Неудивительно, что такие карьеры складываются в российских филиалах иностранных фирм. А вот те самые знания, за которыми молодые люди ехали за границу, могут и вовсе не пригодиться.
В итоге соединение человеческого капитала и спроса на рынке труда происходит таким образом, что если не удается применить узкоспециализированную подготовку, начинаешь максимально дорого продавать полный пакет своих знаний и умений, весь накопленный человеческий капитал. А в сочетании с хорошо отполированным иностранным языком человек превращается в очень желанного работника. При этом сами профессиональные знания отходят на второй план.
Выводы. Образование за границей всегда на пользу. И учиться узкопрофильным вещам, тонкостям профессии, и для общего развития.
Но важный момент: даже среди студенческой молодежи не все едут за рубеж сознательно, подчиняя свои намерения логике профессионального или карьерного роста. Некоторые уезжают, просто повинуясь побуждению побывать за границей, кто-то осуществляет мечты родителей. Но в любом случае учеба за границей оказывает колоссальное влияние на всю дальнейшую профессиональную жизнь человека.

Рейтинг@Mail.ru