ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Телефон доверия не может молчать
Общероссийской службе необходимы круглосуточный режим работы и короткий номер
Из двух миллионов обращений, поступивших на телефон доверия за
два года его существования, больше миллиона – от детей и подростков.
Такие данные были приведены на конференции, организованной в конце
ноября Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Статистика обращений
Из общего количества обращений 40 тысяч звонков касались
жестокого обращения с детьми. Из них в 15 тысячах случаев речь шла о
насилии в семье, 6 тысяч звонков рассказывали о жестоком обращении с
детьми вне семьи, 16 тысяч – о насилии в среде сверстников. О
сексуальном насилии поступило 2 471 сообщение.
Со второго квартала 2012 года Фонд начал вести отдельную статистику по
суицидальным настроениям среди детей и подростков. За это время
поступило 2 707 обращений, из них 1281 – от детей и подростков, 353 –
от родителей и 1 073 – от иных граждан.
Опрос ВЦИОМ
На конференции были приведены результаты социологического
исследования, проведенного этой осенью ВЦИОМом.
Выяснилось, что о телефоне доверия знают 79% детей, однако только 20%
смогли верно назвать номер ДТД. И правда, запомнить или даже верно
набрать в стрессовой ситуации номер – 8-800-2000-122 – не так-то просто.
Однако мешает не только сложность номера. Дети стесняются, не знают,
как и о чем говорить (чему, кстати, немало способствует установка
родителей – «не говорить с чужими людьми»), и боятся, что об их звонке
сообщат в школу или того хуже – родителям. В гарантированную
анонимность дети не верят.
Чаще всего номер ДТД набирали дети в возрасте 13–15 лет. И чаще всего
причиной была ссора с родителями (43%), потребность в срочной помощи
(36%).
Интересно, что и родители воспринимают ДТД прежде всего как оперативную
службу. Но знают о службе ДТД гораздо меньше детей, а порой и
откровенно ее опасаются.
Главные причины – слухи о том, что работники телефона доверия могут
отобрать детей; родительская ревность – «почему мой ребенок будет
обращаться за помощью к чужим людям?»; страх, что консультации по линии
ДТД подорвут родительский авторитет, и сомнения в квалификации
специалистов на том конце провода.
При этом практически все родители уверены, что подобная служба
необходима.
Проблемы и перспективы
Впрочем, организация работы службы ДТД, ее оснащение, как
признают сами специалисты служб, еще далеки от идеального. И хотя
сегодня к единому номеру ДТД подключены 230 организаций во всех
регионах России, только меньше половины из них работают круглосуточно.
Остальные – по графику государственных учреждений.
– Как вы понимаете, такой график не слишком эффективен для работы с
детьми и подростками, – заметила Марина Гордеева, председатель
правления Фонда. – Больше всего кризисных ситуаций возникает в вечернее
и ночное время, когда телефоны молчат.
Иногда работа телефона доверия организована еще более странным образом.
Так, в одном из регионов телефон размещался в местной психиатрической
клинике, причем просто висел на стене, а проходящие мимо сотрудники
изредка отвечали на звонки. Профессиональной такую службу назвать было
сложно.
Кое-где работники сидят на спаренной линии с другими структурами, а в
зимнее время вместо обогревателей используют одеяла...
И тем не менее сами специалисты считают, что главные проблемы не
технические или организационные. Первое, что необходимо сделать, – дать
трехзначный номер, который никак не может выделить Ростелеком. И
перевести службы во всех регионах на круглосуточный режим.
Вторая проблема – нехватка или недостаточная квалификация сотрудников
ДТД. Были случаи, когда неверная работа с «суицидальными звонками»
приводила к трагическим последствиям.
Именно поэтому Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения
разработал в этом году профстандарт для работников служб телефонов
доверия (доступен по адресу: http://sirotstvo.ru).
Третья проблема – постоянное информирование о телефоне доверия. По
данным мониторинга, после каждого телевизионного ролика, сюжета или
даже просто бегущей строки следовал всплеск обращений. Понятно, что
такая рекламная кампания стоит немалых денег, но это всего лишь деньги.
Которые оборачиваются спасенными жизнями.