Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Меньшова Татьяна

Барышня на дереве

Записки школьного воспитателя

Некоторые дети уходят из школы сразу после уроков, не остаются на полный день. А многие остаются. Педагога, работающего с ребятами после уроков, называют воспитателем. С одной стороны, высочайшее звание. Почти гуру. С другой – в чиновничьей табели о рангах ты ниже, чем учитель. По деньгам – второй сорт.
На самом деле все попытки построить людей, работающих с детьми, по росту, бессмысленны. Все педагоги, которые приходят к ребятам – хоть утром, хоть днем, хоть вечером, – настоящие. Умные, внимательные, искренние…

До и после обеда

Работа начинается задолго до обеда. Я вхожу в класс и слышу вздох облегчения. Дети знают: пришла Татьяна Васильевна – значит, скоро гулять, можно попробовать «вильнуть» – не доделать задание. Елена Владимировна, учительница первой половины дня, рассказывает как прошел день. Иногда радостно, иногда грустно. Дети делают вид, что продолжают работать. На самом деле изо всех сил прислушиваются, о чем мы говорим.
Потом, на прогулке, буду выслушивать объяснения: почему один не успел дописать текст, почему другой разговаривал: «Вы же понимаете, что важный разговор! Невозможно было отложить!» И я делаю изумленные глаза, говорю, что не понимаю важных разговоров во время работы и прочие скучные вещи. На самом деле я все понимаю – они растут, появляются общие неотложные дела, и невозможно ждать и терпеть до перемены.
Мы договариваемся тренироваться в терпении. Я начинаю рассказывать какую-нибудь интересную историю, случай из собственной детской жизни (игры, опасные приключения, тайные шалости, подвиги верной дружбы, коллективные заговоры, даже поступки, за которые стыдно до сих пор), а потом останавливаюсь: подробности вы узнаете только после выполнения всех заданий. Ребята спешат действовать, а моя главная задача – удержать баланс между игрой и работой.
Иногда я случайно выдаю секрет раньше времени – восторг необыкновенный, ребята начинают вспоминать свои истории, организуется незаметно второе чаепитие, мы ищем в книгах похожие приключения.
За окном быстро темнеет. Дети клянутся, что дома все доделают, я грозным голосом обещаю проверить, и, довольные друг другом, мы расходимся по домам.
Бывают дни, когда все по-другому. Дети увлеченно работают, а я не только проверяю сделанное или объясняю непонятное, но и занимаюсь своими уроками: делаю задание по английскому, которым занимаюсь по утрам. Случается, я у ребят консультируюсь – на полном серьезе, без всякого притворства. Взаимное уважение возрастает, и ответственности прибавляется.

Обед

Обед мы не любим. Во-первых, чаще всего он невкусный, во-вторых, невозможно спокойно поговорить, потому что мы ограничены во времени, в-третьих, мы обедаем за счет времени прогулки и поэтому помним, что нас ждут интересные дела на улице, а потом – вкусный чай с разными припасами в классе. Да, обед не самое интересное в нашей жизни. Хотя я люблю наблюдать за детьми во время обеда. Видно, как они взрослеют. Заметны результаты наших усилий. Ребята почти галантны.
– Передайте, пожалуйста, хлеб.
– Спасибо!
На мой вопрос: «Кто поможет дежурным убрать?» – обязательно поднимается чья-то рука.
Стало гораздо меньше споров и глупых ссор, общие шутки, предложения Татьяне Васильевне (мне) не волноваться, потому что все будет сделано как надо, «и вообще, Татьяна Васильевна, давайте я вам чайку сделаю, очень вкусного, как мама делает, вы отдохнете, а мы все устроим очень хорошо!»

Прогулка

Прогулка – это детское свободное пространство. Особенно необходимое сегодня, когда исчезла из жизни малышей дворовая разновозрастная жизнь. Ребята целый день остаются под надзором взрослых, целый день их организовывают, воспитывают и обучают. Если еще и прогулку превратить в «обучающий момент», то недолго совсем убить у детей интерес к жизни. Уверяю вас: организовать учеников, чтобы они были при деле, которое я им придумала, нетрудно. Но им гораздо интереснее заниматься тем, что они придумали сами, а мне – наблюдать за ними и видеть их свободными.
Вот барышня залезла на дерево, а слезть – проблематично. Я не спешу вмешиваться. Советчиков достаточно, ситуация некритичная с точки зрения безопасности, и я жду. Потом, в классе, ребята с восторгом расскажут, как Аня в первый раз сама – «вы представляете, Татьяна Васильевна!» – слезла с та-а-а-кой высоты!
Участникам операции непросто скрывать свои заслуги в деле спасения одноклассницы, но они держатся и хвалят не себя, а подругу. Я говорю, что все молодцы, но прошу взвешивать свои силы и не рисковать напрасно.
Для тренировки и узнавания своих сил мы ходим в лес, где преодолеваем всевозможные препятствия. Играем в футбол, строим тайные шалаши, снежные крепости… Все это детские инициативы, которые мы пока не задушили бесконечными запретами.

Кружки

Сейчас внешних кружков почти не осталось, то есть кружков за пределами класса, но на территории школы. Это проблемы финансирования. И дополнительные занятия, спортивные, рукодельные, развивающие, ведутся силами воспитателей из соседних классов.
Четвероклассники, самые старшие в начальной школе, тоже постепенно включаются в процесс: ведут занятия для малышей, учат тому, что умеют. Конечно, здесь необходима поддержка взрослого. Ребенок еще не совсем понимает, как трудно организовать общую работу. Приходится обсудить с начинающим коллегой все тонкости. К примеру, предупредить, что нужно принести, приготовить заранее. Подсказать, как пригласить других детей на свою мастерскую, почему нужно рассказать потенциальным ученикам, чем они будут заниматься, показать им «готовый продукт», ради которого не жаль потратить часок.
Бывает, удается привлечь родителей. Даже если они не осмеливаются прийти сами, у них могут быть интересные знакомые. Чем больше интересных взрослых окружают наших детей, тем их жизнь во второй половине дня лучше!

Рейтинг@Mail.ru