Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Педагоги за чужой счет

Как мы любим повоспитывать тех, за кого не отвечаем...

Почти всегда, наблюдая семейные сценки во дворе или в транспорте, проходя мимо школы или детского сада, мы сразу становимся правозащитниками, а то и прокурорами. Хотя бы внутри себя – не одобряем поведение, критикуем отношения. Ведь в нашем понимании они не соответствуют регламенту. Так нельзя!
Ребенок устраивает истерику в переполненном вагоне метро, а мать хватает его и крепко прижимает к себе, гладит – и это вместо того, чтобы объяснить, что так вести себя в общественном месте нельзя. Воспитательница на прогулке покрикивает на расшалившихся мальчишек – а разве она не знает, что не должна повышать голос на детей? Учительница допускает неодобрительные высказывания в адрес программы – она в своем уме? И так далее: у этих мальчик засыпает только в автокресле, те таскают на руках шестилетнюю дылду, а у других знакомых сын не учит дома уроки, и им хоть бы хны.
 В общем, стоит столкнуться с нестандартной или не понятной нам формой детско-взрослых отношений, мы рады судить-рядить. Между тем главное в этих отношениях – сложившаяся система взаимодействия – всегда остается вне поля зрения наблюдателя. То, что ребенок и родитель, ребенок и учитель, ребенок и старший друг, – это отдельные, прочные экосистемы со своими правилами и традициями, сокровенными настолько, что посторонним туда лучше не лезть.
Вы скажете, в деле воспитания посторонних нет; представления о должном никто не отменял. Конечно. Но как не заметить – особенно легко – по поводу чужих детей, находясь на почтительном расстоянии от возни с ними.
Да, воспитательница прикрикнула – но дети к ней льнут. Учительница критически высказалась о чем-то установленном на государственном уровне – но дети у нее учатся охотно. Мать, которая сама завязывает шнурки первокласснику, – ей не трудно или она спешит, вот и все.
– А как же ребенок, его правильное развитие?
Очень частое возражение. Недавно его довелось услышать на мое «ну и что?» по поводу ситуации регулярного неделания школьником домашней работы («родители не принимают мер, плохие родители»).
Друзья, вы не видели плохих? Закладывающих в систему отношений «ребенок – родитель» уж точно недопустимые правила? Когда грубость и хамство не ранят. Побои сносятся привычно. Ложь и подозрительность культивируются. Но и на такие экосистемы посягать проблематично: и в них дети адаптируются, и в таких условиях находят ресурсы для самоочищения.
Все это я рассказываю для одного: помогать чужим детям надо очень осторожно. Для начала уйти с позиции «ты не можешь – дай-ка я». В идеале – хорошенько подумать, прежде чем вставать на защиту чужого ребенка.

Рейтинг@Mail.ru