Педагоги за чужой счет
Как мы любим повоспитывать тех, за кого не отвечаем...
Почти всегда, наблюдая семейные сценки во дворе или в
транспорте, проходя мимо школы или детского сада, мы сразу становимся
правозащитниками, а то и прокурорами. Хотя бы внутри себя – не одобряем
поведение, критикуем отношения. Ведь в нашем понимании они не
соответствуют регламенту. Так нельзя!
Ребенок устраивает истерику в переполненном вагоне метро, а мать
хватает его и крепко прижимает к себе, гладит – и это вместо того,
чтобы объяснить, что так вести себя в общественном месте нельзя.
Воспитательница на прогулке покрикивает на расшалившихся мальчишек – а
разве она не знает, что не должна повышать голос на детей? Учительница
допускает неодобрительные высказывания в адрес программы – она в своем
уме? И так далее: у этих мальчик засыпает только в автокресле, те
таскают на руках шестилетнюю дылду, а у других знакомых сын не учит
дома уроки, и им хоть бы хны.
В общем, стоит столкнуться с нестандартной или не понятной
нам формой детско-взрослых отношений, мы рады судить-рядить. Между тем
главное в этих отношениях – сложившаяся система взаимодействия – всегда
остается вне поля зрения наблюдателя. То, что ребенок и родитель,
ребенок и учитель, ребенок и старший друг, – это отдельные, прочные
экосистемы со своими правилами и традициями, сокровенными настолько,
что посторонним туда лучше не лезть.
Вы скажете, в деле воспитания посторонних нет; представления о должном
никто не отменял. Конечно. Но как не заметить – особенно легко – по
поводу чужих детей, находясь на почтительном расстоянии от возни с ними.
Да, воспитательница прикрикнула – но дети к ней льнут. Учительница
критически высказалась о чем-то установленном на государственном уровне
– но дети у нее учатся охотно. Мать, которая сама завязывает шнурки
первокласснику, – ей не трудно или она спешит, вот и все.
– А как же ребенок, его правильное развитие?
Очень частое возражение. Недавно его довелось услышать на мое «ну и
что?» по поводу ситуации регулярного неделания школьником домашней
работы («родители не принимают мер, плохие родители»).
Друзья, вы не видели плохих? Закладывающих в систему отношений «ребенок
– родитель» уж точно недопустимые правила? Когда грубость и хамство не
ранят. Побои сносятся привычно. Ложь и подозрительность культивируются.
Но и на такие экосистемы посягать проблематично: и в них дети
адаптируются, и в таких условиях находят ресурсы для самоочищения.
Все это я рассказываю для одного: помогать чужим детям надо очень
осторожно. Для начала уйти с позиции «ты не можешь – дай-ка я». В
идеале – хорошенько подумать, прежде чем вставать на защиту чужого
ребенка.