ВНЕ КАНОНА
Урок в формате телешоу
Строим наше занятие по рецепту игры «Седьмая печать»
Игра «Седьмая печать» создавалась как телевизионное
интеллектуальное шоу для подростков. Поэтому так легко встроить ее в
любой урок.
Загадывается персонаж, ученый, литературный герой, писатель.
На географии, наверное, логично загадать страну или город. Элемент или
вещество – на химии. Словом, возможности не ограничены. Автор загадки
(или авторский коллектив, команда из 4–5 человек) придумывает семь
небольших заданий, связанных с характеристикой загаданного объекта.
Разрешается предъявлять предметы с подходящими вопросами (цветное
стеклышко или фотография мозаики наводят на мысль о Ломоносове,
игрушечный петух – намек на Францию), мини-инсценировки, плакаты.
Предварительно придется разобраться в теме, накопить материал –
собственно, проделать все то, что нужно для вполне традиционного
зачета, только с большим азартом и меньшим страхом.
Команды (или индивидуальные участники), отвечая на вопросы (письменно,
чтобы не мешать друг другу), зарабатывают печати (игрушечные штампы в
«протоколе»), соединяют отдельные подсказки, чтобы раскрыть главную
тайну.
В телевизионном шоу в центре внимания – три игрока, остальные –
наблюдатели. К зрителям ведущий обращается только в том случае, если
«главные герои» затруднились с ответом.
На уроке хочется включить в работу целый класс. Поэтому обычно играют
небольшие команды. Если ребята все же настаивают на личном
соперничестве, придется придумать задания для болельщиков. Например,
помощники сидят, вооружившись учебниками и тетрадями. Им дано право
один раз подсказать игроку, только очень быстро, в течение нескольких
секунд после времени, отведенного на обдумывание вопроса. Необходимо
постоянно быть начеку, начинать искать нужную страницу, едва прозвучит
задание. Иначе не успеешь спасти лидера.
В зависимости от ситуации формулируется право на высказывание
промежуточных версий. Если задача – обратить ребят к источникам, то
каждое неверное предположение относительно загаданного объекта должно
грозить потерей игровых баллов. Если хочется поощрить инициативу,
разрешаем высказывать догадки безнаказанно. Добавим баллы тому, кто
догадался первый (версии в письменном виде сдаются ведущему).
«Разбор полетов» после игры, анализ логических цепочек – самый
увлекательный момент.
Есть, правда, одна проблема: придумывать семь интересных и сложных
заданий – долго. Первый раз все равно придется заняться этим учителю.
Чтобы дать образец, показать уровень. Но потом, если игра понравится,
ребята возьмут дело в свои руки. Скажем, команда организаторов
придумывает комплект вопросов для всех. Или несколько команд
придумывают несколько комплектов – друг для друга, для проведения
четверть- и полуфиналов. Педагогу останется только уточнить
формулировки.
Существенная подробность: игра – дело добровольное. Если найдутся в
классе «отказники», пусть напишут обычную контрольную или реферат
приготовят. Имеют право.
Публикация статьи произведена при поддержке компании "Альянс". Компания "Альянс" предоставляет услуги поставок высококачественных строительных материалов по выгодным ценам. Большой каталог предлагаемой продукции включает в себя такие товары, как сухие смеси М150, строительный и облицовочный кирпич, цемент М500, пеноблоки Д600, тротуарная плитка ЭДД-3.8, арматура А500, пенопласт, ЖБИ, газосиликатные и керамзитобетонные блоки. Наличие собственного склада позволяет выполнять поставки в самые краткие сроки. Узнать больше о предоставляемых услугах можно на официальном сайте компании "Альянс", который располагается по адресу http://aliansbp.ru/