Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ


Витковский Анатолий, Кривцова Светлана

Скрытые пружины плохого поведения

Только понимая мотивы, управляющие ребенком, мы можем выстроить адекватную стратегию взаимодействия с ним

С ситуацией плохого поведения ученика (или группы ребят) на уроке сталкивался каждый учитель. Эта проблема постоянно обсуждается на педагогических форумах. Но вот что примечательно: участники говорят о разных вариантах противостояния «нарушителям дисциплины», однако при этом никто не задается ключевым вопросом – как понять, что стоит за плохим поведением ребенка?
Между тем в психологии уже давно наработаны знания, которые могут помочь педагогам разобраться в этих мотивах применительно к конкретной ситуации и выработать адекватную стратегию реагирования. В частности, здесь может помочь знакомство с методом диагностики плохого поведения, разработанным учеником известного психолога Альфреда Адлера – педагогом Рудольфом Дрейскурсом.
О том, что собой представляет этот метод и как его применять, наш разговор с директором Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии Светланой КРИВЦОВОЙ.

Скрытый мотив поведения человека можно понять по тому, какие чувства и спонтанные импульсы это поведение вызывает. Рудольф Дрейскурс выделил четыре типа спонтанных переживаний и спонтанных импульсов учителя, возникающих в ответ на определенное поведение ученика. На вопрос, почему их именно четыре, Дрейскурс обычно отвечал, что он «просто наблюдал за детьми и видел, что в 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов».
Итак, первый тип – это переживания раздражения, нередко переходящего в негодование. При этом учителю хочется сделать ребенку замечание, выговор, прочитать нотацию. Как правило, в таких случаях за плохим поведением ученика стоит желание привлечь к себе внимание.
Второй тип – возникновение чувства гнева, ярости (иногда страха), сопряженное с порывом немедленно прекратить выходку ребенка. Причем у учителя «руки сжимаются в кулаки», хочется встряхнуть, «придушить», «дать по шее», «отшлепать». Что означают эти сильные чувства? Обычно в этом случае основной мотив ученика – власть. То есть ученику необходимо доминировать, он не выдерживает и избегает ситуации подчинения (в том числе – принятым правилам). Еще одним признаком мотива власти можно считать определенную реакцию ученика на действия учителя, который пытается прекратить его выходку. Эта реакция – конфронтация. «Ты мне ничего не можешь сделать!» – вот вызов, который ученик бросает педагогу.
Третий тип переживания – ощущение растерянности, беспомощности и ненависти. Возникает импульс драться насмерть или убегать. В первом случае хочется немедленно уничтожить «этого негодяя»: «В этой школе останешься или ты, или я». Во втором – состояние безнадежности: «Нужно уходить из школы, эта профессия не для меня». Подобные ощущения означают, что скорее всего учитель столкнулся с поведением ученика, который движим мотивом мести за реальную или воображаемую обиду. Распознать этих учеников можно также по речи, которая полна таких эпитетов в адрес другого, как «подлый», «злобный», «жестокий».
И наконец, четвертый вариант – ситуация, когда у педагога сначала появляется энтузиазм и сочувствие к ребенку, а потом бессилие и негодование, направленные на этого же ученика. Иными словами: первый импульс – желание помочь, а потом – найти причину неудачи в самом ребенке. За этим обычно кроется поведение ученика, боящегося неудачи и стремящегося ее избежать. Важно понимать, что у таких детей потеряна мотивация пробовать что-то исправить, потому что они уверены: у них все равно ничего не получится.

– То есть общий принцип такой: сначала постараться понять, что стоит за поведением конкретного ученика, а потом вырабатывать стратегию взаимодействия с этим ребенком?

– Да, и для этого учителю нужно быть внимательным к своим импульсам, но в то же время понимать, что следовать этим первым реакциям на плохое поведение часто бывает не только неэтично, но и неэффективно.
Что, к примеру, произойдет, если педагог поддастся на провокацию и учинит скандал с ребенком, стремящимся к власти над другими? В ответ властолюбец обычно оживляется и усиливает «плохое» поведение, демонстрируя невиданную храбрость, особенно если есть зрители.

– Но все ли способны провести подобную «диагностику»? Вероятно, для этого человеку надо быть в хорошем контакте с самим собой, да и в этом случае, наверное, не всегда легко разобраться в своих чувствах.

– Безусловно, мы все отличаемся по тому, насколько у нас есть хороший доступ к собственным чувствам. Для тех, кто испытывает затруднения в понимании собственных переживаний «здесь и сейчас», я бы рекомендовала следующее упражнение. Когда учитель возвратился домой из школы после уроков, стоит выделить несколько минут на то, чтобы успокоиться и посидеть в тишине, вспомнить того же Ваню Птичкина, который снова что-то выкинул во время урока, и в этот момент могут прийти какие-то чувства, которые станут доступны для осознания.

– Предположим, учитель понял, почему Петя или Маша «безобразно» себя ведет на его уроках. Что дальше? Как найти ключ к установлению нормальных человеческих отношений с ребенком?

– Прежде всего учителю важно отдавать себе отчет в том, что это потребует от него дополнительных сил и времени. И надо честно перед самим собой признать: есть у меня эти дополнительные ресурсы или нет.
А ключ состоит в том, чтобы учиться строить отношения с детьми, видя детей и понимая, что им важно получить от взрослого как более сильной и зрелой личности. Но чтобы строить отношения таким образом, надо не подозревать детей ни в чем плохом. И здесь важно понять: дети, постоянно создающие учителю проблемы на уроках, делают это не потому, что они являются какими-то ужасными людьми. Они ведут себя так потому, что иначе вести себя пока не могут.
Природная предрасположенность здесь, конечно, играет свою роль, но ее влияние составляет лишь треть от всех факторов, воздействующих на развитие определенной манеры поведения. Два других определяющих фактора – это полученное в семье воспитание и среда, в которой ребенок пребывает значительную часть времени (с определенного момента – это школьная среда, которой педагоги могут управлять).
Так что общая установка должна быть на понимание, принятие и поддержку, а конкретные шаги зависят от доминирующего мотива. Скажем, дети с мотивацией привлечения внимания выпрашивают поддержку и одобрение, но им на самом деле достаточно малости: улыбки, личного замечания, строгого взгляда. Приводит их в чувство и одновременно подпитывает их потребность просто быть увиденным вами.
Следует сказать также, что кроме поддержки этим ребятам требуется твердость, способность учителя быть стенкой, устанавливать рамочные отношения. Ведь их поведение (так же как поведение властолюбцев и мстителей) по отношению к педагогу является провокативным. Само слово «провокация» происходит от латинского «provocare» – «вызывать, кликать». Ребенок как бы призывает взрослого: «приди же ко мне как личность», то есть как зрелый человек с чувством собственного достоинства, способный четко провести грань между дозволенным и недопустимым.
Но твердости в отношениях с детьми, стремящимися привлечь внимание, не должно быть сверх меры, это скорее игра в особые отношения с ребенком (ради них дети с таким поведением готовы на многое). Вот пример из реальной практики, который рассказала одна учительница. Однажды, разговаривая с второклассником, который очень раздражал ее на уроке, она поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Мальчик поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» – спросила учительница. «Это означает, что игра окончена», – был ответ. После этого, когда ученик начинал шалить, педагог делала ему этот знак – и он помогал!
Гораздо больше твердости требуется проявлять в отношениях с детьми, чей главный мотив – стремление к власти. Но при этом надо иметь в виду, что дети-властолюбцы нуждаются не только в твердом «нет», но и во внимании к их сильным, позитивным сторонам. Тем более что многие ученики, демонстрирующие такое поведение, – интересные, незаурядные личности, обладающие лидерскими способностями, развитым честолюбием, склонностью к самоутверждению и независимому мышлению.
Самая большая мера твердости необходима детям с мотивацией мести, но эти ребята нуждаются и в столь же высокой степени заботы со стороны педагога. У таких детей очень сильно развиты жизнестойкость, способность к выживанию, и месть для них – это способ защитить себя от обид, избавиться от душевной боли.
Ребята же с доминирующим мотивом страха неудачи не нуждаются в твердости учителя. Они и так постоянно пребывают в тревожном состоянии. Поэтому этим ученикам особенно нужны поддержка, ободрение, приглашение попробовать, «снизив планку», сделать первый, пусть совсем пока небольшой шажок по направлению к успеху. В общении с такими детьми важно поддерживать любые попытки ученика сменить установку «я не могу» на «я могу».
В выработке стратегии может помочь методика составления так называемого школьного плана действий (ШПД). Если говорить кратко, методика состоит из пяти последовательных шагов: объективное описание поведения ребенка; понимание мотива «плохого» поведения; выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения выходки на уроке; разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения; включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.
Детально, на конкретных примерах, эта методика представлена в моей книге «Учитель и проблемы дисциплины».

– Что еще важно учитывать в отношениях с детьми, склонными к провокационному, демонстративному поведению?

– Несмотря на то что эти ребята порой ведут себя заносчиво и даже высокомерно, они очень ранимы. Обидеть их гораздо проще, чем большинство других школьников. Поэтому ни в коем случае нельзя давать негативную оценку личности ребенка. Оценивать можно только поведение и при этом обратную связь желательно давать через санкции, которые были приняты вместе с детьми при обсуждении правил класса (или правил школы).
Очень важно оказывать таким детям помощь по внесению вклада в групповые отношения, чтобы они чувствовали свою нужность и причастность к школьной жизни.
Как правило эти ребята испытывают трудности с вхождением в детский коллектив, так как у них слабо развита способность проявлять эмпатию. Они все время сконцентрированы на себе, на своих обидах, на том, чтобы завладеть вниманием окружающих или подчинить других своему влиянию. На это уходит слишком много эмоциональных сил, и на другие вещи эмоций почти не остается, а ведь эмоции для человека – это орган восприятия важного в его жизни. И вот этот орган у них оказывается «сбит», как приборная доска в автомобиле. Поэтому ребенок плохо понимает, что происходит вокруг него и в нем самом. Но если рядом будет понимающий, поддерживающий и демонстрирующий образцы иного, более зрелого поведения учитель, то постепенно ребенок тоже начнет меняться. Это не значит, что склонность к привлечению внимания и к доминированию исчезнет совсем. Но эти черты станут занимать все меньше места в жизни ребенка, и он сможет освоить способы эффективного решения жизненных задач.

Рейтинг@Mail.ru