ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дидактика на кончиках пальцев
Жесты обучающие, вдохновляющие и объясняющие
Мы все довольно много говорим на уроках. Даже если называем
свои монологи беседами. Хотя в старших классах заявляем открыто:
сегодня урок-лекция. Но ученики ведь не только слушают наши
содержательные выступления. Они еще и смотрят на нас. Поэтому особую
роль приобретает жест. Дидактический прием, не менее выразительный и
информативный, чем слово. В умелых руках, разумеется.
Методические указания
Наиболее частотные жесты педагогов учтены методистами и
опубликованы на пользу учителям: «Два пальца (или один) на сомкнутых
губах. Взгляд неодобрения, осуждения, недоумения, выжидания. Направлен
на ученика или на класс. Значение: требование тишины, внимания.
Функция – регулирующая поведение ученика(ов)». «Покачивание головой
(чуть-чуть) слева направо или (и) пожатие плечами. Мимика: насмешливая
улыбка, нахмуренные брови, укоризненный взгляд. Заменяют замечание
неодобрительного характера. Функция – реагирующая. Указательный палец
поднимается вверх. Взгляд серьезный, выражение лица сосредоточенное,
взволнованное, брови слегка подняты. Функция указательная». Все
правильно и довольно скучно.
Личный опыт
Дидактические жесты, используемые мной в преподавании
гуманитарных дисциплин, по способу происхождения близки содержательным
жестам, которые рождаются в ходе работы актера над ролью. Они возникали
как спонтанный творческий акт в условиях публичного существования.
Впоследствии этот материал подвергался строгой селекции в соответствии
с требованиями педагогической профессии. Продуктивные находки приобрели
значение методического приема и заняли фиксированное место в структуре
лекционных курсов, облегчая учащимся усвоение материала.
Привлечение внимания
Прежде чем увлечь учеников темой и вовлечь в мыслительный
процесс, учитель должен привлечь внимание к своей персоне (в
особенности если это первая встреча с детьми, всегда придирчивыми к
новичкам). На одном из тренингов по риторике я узнал, какое чарующее
впечатление производит на слушателей нарисованный на доске круг. Для
концентрации внимания не настроенной на слушание аудитории (как бывает
в классе по утрам или в конце дня) ведущие рекомендовали под любым
предлогом заполнить центр доски кругом, якобы знаменуя начало
демонстрации важной диаграммы, а впоследствии словно бы забыть о
рисунке, сыгравшем свою бессмысленную и важную роль. В скором времени я
убедился в методической значимости круга на доске, выявив еще две
привлекательные для слушателей характеристики рисунка: качество
начертания и лаконичность начертательных средств.
Вот лекция о Древней Греции. На первом уроке аудитория внимала
с недоверием до той поры, покуда я не заключил земли Ойкумены в
правильную окружность, использовав при этом локоть как циркуль. Знанием
о таком способе начертания я обязан Джорджо Вазари (мастерством
рисовать круги при помощи локтя удивлял Тоскану великий Джотто).
Подростки, привычные к преподавательской эрудиции и академическому
слогу, были сражены остроумным решением и практическим навыком лектора.
Таким образом, круг не только привлек общественное внимание к предмету
разговора, но и склонил коллективное сознание класса в сторону
безусловного доверия ко всему, что бы я в дальнейшем ни говорил.
Иллюстрация
Иллюстративные жесты напоминают о предмете говорения или
воспроизводят его суть. Используя собственное тело как средство
наглядности, можно продемонстрировать сочетание фасных и профильных
точек зрения в крито-микенской и древнеегипетской живописи, изменения
постановки фигур в скульптуре Древней Греции от архаики до эллинизма,
изображение иконографических поз древних богов и христианских святых.
«Давайте представим, как выглядит Египет. Смотрите, вот (поднимаю правую руку)
почти точная карта Египта. Это – река Нил.
«Нил» – слово греческое, древние египтяне называли его «Хапи», что
значит «река». У Нила не было имени, потому что река в Египте одна, все
и так понимали, о чем речь. Жизнь возможна только около воды. Нам
кажется, что Египет – это очень большая страна, но правильнее
представлять ее не большой, а длинной: если компактно собрать все
обитаемые земли Древнего Египта, у нас получится Бельгия, не больше.
Наверху нашей карты располагается Нижний Египет (во всех древних
культурах север находится внизу, к тому же это низовья Нила). Здесь Нил
распадается на несколько рукавов дельты (шевелю пальцами, привлекая
внимание к «дельте»). В древности их было семь (приставляю недостающие два
пальца – левой рукой), теперь осталось два (оставляю два пальца правой руки
в виде латинской «V»). Нил делит Египет на аравийский
берег, берег живых, и ливийский, на этом берегу располагались некрополи
– города мертвых. Вот здесь, на моем запястье, находится город Каир,
древний Мемфис, столица Раннего и Древнего Царств. На моем локте –
нынешний Луксор, столичный город Среднего и Нового Царств, который
греки называли Фивами. В подмышечной впадине сейчас разлилось Асуанское
водохранилище (подарок Советского Союза), погубившее немало древних
ценностей, в числе которых чуть было не оказался храм Абу-Симбел –
последняя грандиозная постройка египтян, прославившая фараона Рамсеса
II. Здесь Слоновьим островом, Элефантиной, заканчивался Верхний Египет.
Южнее располагались Суданская Нубия и Эфиопия, самая жаркая страна на
свете, лежащая на самом краю Древнего мира».
При помощи иллюстративного жеста легко запоминается география
обитаемого Египта. Древний мир невелик, как правило, рук достаточно,
чтобы изобразить его в отдельных частях.
«Как выглядит Древняя Греция? Вот (располагаю руки в соответствии с
рисунком), это Греция (покачиваю
локтем правой руки) – та, которую мы и сейчас называем
Грецией, то есть Балканский полуостров, на юге которого отделенный
тонким Коринфским перешейком – Пелопоннес – средоточие античной
культуры (двигаю правой
ладонью). А это (покачиваю
локтем левой руки) – полуостров Малая Азия, то есть
современная Турция.
В сознании греков Эллада была двуедина. Это (правый локоть) –
Дорийская Греция, Греция-папа. Здесь горшки расписывали линиями,
треугольниками и свастиками; колоннада храмов напоминала плотный строй
солдат, голова колонны, капитель, была лишена декоративных украшательств (напоминаю, как выглядела
дорическая капитель, положив ладонь на кулак); рельефы
изображали батальные сцены, а мемориальная скульптура – стремительно
идущих юношей-атлетов.
Здесь (левый
локоть) вместо бегущих юношей на могилах ставили фигуры
задрапированных девушек, горшки расписывали розочками и пальмовыми
листьями, колонны украшали большим количеством вертикальных желобков,
напоминающих прихотливые складки женской одежды; голову колонны венчали
завитки бараньих рогов (напоминаю,
как выглядела ионическая капитель, составив кулаки, как на рисунке),
а над ними рельеф изображал мирную процессию, идущую вокруг храма.
Между Дорической и Ионической Грецией – Эгейское море, усыпанное
островами; на севере – узкий пролив, Геллеспонт, выход в Пропонтиду,
«предморие», Мраморное море, из которого через Боспор можно было
проникнуть в огромный Эвксинский понт, Черное море, с его хлебными
землями».
Понятия
Есть жесты, позволяющие слушателям представить понятия и
принципы, лишенные связи с предметной конкретикой.
«Архитектура – единственное искусство, которое не терпит
самодеятельности и кроваво мстит за незнание теории. Наверное, всякий
из нас сможет без ущерба для себя построить примитивное жилище, но
физические законы требуют, чтобы их учитывали при строительстве
грандиозных сооружений, например, во время строительства собора. Вы
поставили толстые стены, чтобы они выдержали тяжесть перекрытия, очень
простого – прямого. (Беру
толстую тетрадь у одного из учеников, устанавливаю ее между ладоней,
как на рисунке.)
Посмотрите, это перекрыт я на вас вот
таким вот образом… (Показываю,
как именно, прогибаясь посередине, упадет кровля из тетрадки.)
Уменьшить силу вертикального давления поможет купольное перекрытие, но
в таком случае появляется боковой распор, раздвигающий в стороны
несущие конструкции, стены, и ваша постройка обрушится на вас вот таким
образом (показываю, как
тетрадь распрямляется, раздвигая мои ладони).
Боковой распор в готическом храме с внешней стороны принимают
на себя контрфорсы и аркбутаны. Контрфорсы надежны, но некрасивы;
аркбутаны изящны, но их одних недостаточно.
br>
Они по-разному противостоят силе бокового распора, я бы
сказал, в разной манере. Контрфорс удерживает стену вот так (показываю), а
аркбутан – вот таким вот образом (смех
в классе)».
Заключение
Описанные жесты и им подобные нужны главным образом, чтобы
разрушить предвзятое отношение школьников к наукам и искусствам как к
заведомо «чужому» в их жизни. Гуманитарная наука не может позволить
себе роскоши быть скучной.