КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ
Буква «Ш», или Воспоминания о первом уроке не по правилам
Расставание с привычным, освоение нового никогда, наверное,
не бывает легким. И не важно, совершаешь ты его сегодня, по настоянию
ФГОСов, в окружении безбрежного моря методической литературы или
четверть века назад – почти без информационной поддержки, вопреки
скепсису чиновников. Тогда в первых решившихся на эксперимент школах
новая педагогика придумывалась и пробовалась с великим азартом.
Но преодолевать стереотип все равно было страшно и трудно.
Решение отказаться от старательно и подробно составленного плана урока
возникло внезапно. Как только поезд метро выскочил из тоннеля под
бесцветное небо. Стало светло и понятно, что урок я проведу не так, как
собиралась. И даже знала как. Вся его архитектура придумалась мгновенно
и целиком. Кстати, потом так бывало довольно часто. И всегда именно на
этом открытом участке, перед станцией «Измайлово», как будто над лесом
по утрам витало облако педагогических идей.
Но в тот, первый раз ситуация была из ряда вон. Я ехала на
урок, имеющий статус открытого в высшей степени. В школе Тубельского
проходила общественная экспертиза, чтобы получить «звание»
экспериментальной площадки (в терминах могу ошибаться, но суть в этом).
И ко мне на урок должна была ввалиться целая туча народа, самого
разного, но большей частью компетентного и статусного. А я мало того
что работала здесь всего четвертый месяц, так еще с первым классом.
Первоклашки же в середине второй четверти еще совсем маленькие,
бестолковые, непосредственные – одним словом, для демонстрации высоких
достижений мало пригодны.
После нескольких лет работы в обычных школах по обычной же
программе я, с одной стороны, чувствовала, что так учить скучно и
неправильно – и с точки зрения нормального ребенка, и с моей. С другой
стороны, в традиционном подходе, несмотря на его занудность, была
основательность: иди себе по поурочному планированию и получишь более
или менее ожидаемый результат. Оторваться от этой магистрали с
надежными, равномерно расставленными столбиками, пойти своей дорогой,
петляя, останавливаясь и сворачивая в приглянувшиеся места, было
невыносимо страшно. Потеряешься, заблудишься – а с тобой дети, тридцать
два человека. Мы за первые месяцы, конечно, позволяли себе вольности: и
правила поведения обсуждали, и порядок уроков могли изменить, когда
важное и интересное подворачивалось, и буквы изучали в произвольном
порядке.
На этот день как раз букву «Ш» со вчерашнего дня
запланировали. Придумали слово, хотели написать, а «Ш» пока не умеем,
надо учиться.
Народу взрослого набилось – больше чем детей, ни одному театру
такой аншлаг и не снился, кто-то даже по стеночке стоял. Хорошо, звонок
прозвенел, мы дверь закрыли и опоздавших вежливо не пустили. Дети, надо
сказать, совершенно спокойно отнеслись к этому нашествию. Тут их
непосредственность даже кстати оказалась. А мне было очень не по себе.
Но в конце концов мы ведь доказывали право работать по-новому.
Идея, осенившая меня, была в том, чтобы, говоря
профессиональным языком, сделать содержанием урока способ исследования,
а не знания о букве и звуке. Звук и буква «Ш» должны были стать просто
материалом, а я впервые в жизни – не передавать знание, а организовать
нашу жизнь на уроке так, чтобы ребята сами до него добрались. Опыт у
них уже был, два десятка предыдущих букв мы осваивали, придумывая
слова, исследуя звучание, анализируя написание. Но тогда я сопровождала
их на каждом шагу.
Теперь, после того как мы вспомнили, что запланировано,
пошипели и пошуршали «как листья в парке», «как мой кот, если
испугается», «как кастрюля, когда из нее суп выплевывается»,
предложила: «Давайте попробуем быть исследователями. Вы самостоятельно
изучите новый звук, как мы это делали раньше».
И совсем уж отрезая себе пути к отступлению, добавила: «Вместе
работать легче и интереснее, поэтому можете обсуждать свои мысли с
соседом по парте». Одним словом, запустила групповую работу. Первую в
их жизни. И что гораздо страшнее, в моей тоже. Мы только обсуждали с
коллегами, что на Западе она используется, кто-то что-то читал, слышал
– литературы никакой про инновации тогда не было. Как это работает,
непонятно. А уж на первоклассниках...
Я нарисовала на доске печатную, заглавную и маленькую «Ш» и с
ужасом стала ждать нарастающую возню, шум, капризные вопли: «А у меня
не получается» или «А он толкается». Но мои замечательные
первоклассники на самом деле стали шепотом обсуждать эту несчастную,
нет, эту прекрасную букву. Мелкие организационные трудности – кто-то
без пары, кто-то пришел после болезни – удивительно легко утряслись.
Педагогические боги были ко мне благосклонны. За мой кураж и чистый
шипучий восторг «получается!» они простили мне ошибки, которых по
неопытности было наделано множество – как я понимаю теперь.