Учение и воспитание были для нее делом радостным и легким
6 декабря 2012 года ушла из жизни Софья Николаевна Лысенкова. Выдающийся учитель начальных классов, педагог-легенда.
Ей
было уже 88 лет, но преподавание она
оставила не так давно, а просвещение
учителей вела до последних дней: писала,
выступала перед учителями, принимала
журналистов у себя дома. И сегодня тысячи
людей, узнав эту горестную весть, подумают
об одном: как же много она дала нам, и
как же мы не успели по-настоящему ее
отблагодарить!
Вспоминается,
как на последних Соловейчиковских
чтениях в 2011 году молодые учителя в
разговоре с Софьей Николаевной сетовали:
вам-то разрешалось работать, как вы
считаете нужным, а нам – ничего нельзя,
никакой «своей системы». И она отвечала:
– Мне
тоже никто не давал бумагу, разрешающую
творчество. До последнего дня в школе
на все хорошее мне говорили: нельзя. Но
если у вас есть убежденность в своих
действиях плюс какой-то положительный
результат – вам тоже можно. Теперь все
меньше охотников брать на себя
ответственность за учебу ребенка, проще
– по инструкции. А это значит, мы теряем
красоту профессии учителя. Ваша
увлеченность – это красота профессии,
ее смысл и суть.
Софья
Николаевна Лысенкова впервые встала у
доски в 1946 году. В пятидесятых сформулировала
свой метод, опережающее обучение. В
1970-м опубликовала первую книгу о своем
методе. В 1981-м получила звание заслуженного
учителя, в 1990-м – народного, а в 1999-м была
удостоена медали Ушинского.
С
первого дня работы она изучала проблемы
учебы слабого ученика, в результате
создала педагогическую систему, которая
позволяет научить каждого, дать успешный
старт всем ученикам без исключения.
Софья
Николаевна говорила: «Считаю профессию
ученика самой трудной на земле». И
старалась вести урок так, чтобы на всех
и на все хватило времени и внимания:
«Любой ребенок учится успешно, если
учитель заботится об этом».
Она
заботилась очень конкретно. Ключевая
идея большой перспективы («Трудные темы
надо выращивать, чтобы самый слабый
успел разобраться»). Воспитание успехом
(«Все дети хотят учиться, но упускается
одно слово – дети любят хорошо учиться»).
Органичность методов («Что дети не
понимают, они не принимают, если прием
становится тормозом урока, я его просто
не применяю»). Уважение ко времени
ребенка («После “здравствуйте, дети”
урок начинается сразу, без разбега»).
Ну а самое главное – «чтобы сложился
урок».
Пусть
тот большой светлый урок, который давала учителям многих поколений
Софья
Лысенкова, не кончается, а продолжает
складываться и после ее ухода.
Низкий
поклон Вам, Софья Николаевна! Благодарная
память!