ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Воодушевляя – воспитываем!
Конференция памяти Леопольда Сулержицкого дает уроки педагогического мастерства
Порой не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Речь о педагогике: ее гонят из школ, а она вон где пригрелась –
в дополнительном театральном образовании. С 26 по 30 ноября в
Москве прошла Первая всероссийская конференция по театральной
педагогике имени Сулержицкого. Имя Леопольда Сулержицкого в
названии конференции не случайно. В отличие от Станиславского и
Вахтангова он не был режиссером, хотя руководил первой студией МХТ. Им
двигала великая педагогическая идея: воодушевляя театром, воспитываем
человека. Живое – от живого. О том, как много общего у театра
и педагогики, говорили на открытии конференции.
Потребность в
талантливой молодежи
Вы удивитесь, но первую московскую школу-студию открыли в 1943
году. Война, лишения, до победы еще далеко. Тем не менее руководство
страны видело смысл развивать искусства и поддерживать талантливую
молодежь. Об этом говорил Авангард Леонтьев, народный артист России,
лауреат Государственной премии, педагог Школы-студии МХТ.
И далее: школы-студии светят двойным прометеевым огнем, огнем
и педагогики, и искусства. Дети приходят, чтобы обжечься этим огнем и
стать другими, стать выше, чем были. Режиссер театральной студии
создает вокруг себя новую семью, тесную, с особой связью между
участниками. Создает Студию.
Не организации и не школы, а именно личности учат чему-то особенному.
Учат своим примером, передают знание о высоком.
Анатолий Смелянский, нынешний ректор Школы-студии МХТ, напомнил о
русском театральном идеализме, который исповедовал Сулержицкий: «Только
идеалисты способны создавать прекрасное. Талантливый педагог всегда
идеалист».
Миссия, а не служба
Тот самый человек-артист, которого воображал себе Александр
Блок, в этом разговоре словно ожил. Ему тут дали воздуха. Адольф
Шапиро, художественный руководитель рижского ТЮЗа, говорил о слабости
ставки на человека прагматического – излюбленная мысль Сулержицкого.
– В свое время Станиславский сделал «открытие»: театр направлен на
зрителя, нацелен на успех. В этом была его беда. Нельзя же все время
думать о том, чтобы всем нравиться, угождать, чтобы быть коммерчески
успешным. Идти на поводу у интересов публики невозможно. Угождать –
зачем? Не угождать, а обновлять, изменять людей, воспитывать, в конце
концов.
Это правильно: человеку при встрече с высоким непонятно и трудно. Но
иначе как можно пробудить в нем нечто отличное от того, что он видит
каждый день вокруг себя: быт, повседневность, зашоренность.
А тяга к высокому, хорошему есть в каждом, даже если человек не отдает
себе в этом отчета. Кто-то должен сказать ему: ты стремишься, ты
тянешься познавать лучшее, ты хочешь, потому что ты к этому
предназначен!
И еще одна педагогическая идея Сулержицкого: взаимодействие спасает
людей всегда и от всего.
– Он нес эту мысль в люди, – продолжал Адольф Шапиро, – смотрите друг
на друга, слушайте друг друга, не будьте замкнуты в себе, общайтесь,
занимайтесь совместным творчеством. Это единственное, что может
удержать нас на светлой стороне. И в этом смысле я готов согласиться с
Мейерхольдом: театр могут спасти дилетанты. А дилетантов… дилетантов
спасет театр.
Чтоб не наступили сумерки
человеческой природы
Слушаешь прославленных театралов, и сердце охватывает
волнение: все-все и про нас – про школу, учителей, – быть может, еще
более точно, чем об этом можно сказать внутри и на языке нашего
сообщества.
Лев Додин, народный артист России, режиссер:
– Главное, что должен помнить театральный педагог, – не надо стремиться
делать из студийца великого артиста. Это не нужно. Прежде всего –
самому педагогу. Великие режиссеры никогда не мерили свое мастерство
знаменитыми учениками. Не нужно и ребенку, ведь нет ничего более
значимого, чем открыть ему путь к улучшению собственной природы.
Как же хорошо: никто в этом зале не усмехался, не спрашивал: «а как же
мерить?», «а где результат?», «а за что вам платить, товарищи
педагоги?» И как бы само собой разумелось: каждый педагог – обязательно
хороший человек, интересный в своем поиске. Ведь войдя в класс,
встретившись с учителем, молодой человек, быть может, меняет свою
судьбу. И уж точно улучшает свою природу.
…Увы, на чисто педагогических мероприятиях, которые приходилось
посещать в последние годы, все другое, все другие: «без слез, без
жизни, без любви».
Но как бы нам это вернуть, ведь не забыли же…