УЧИТЕЛЬСКИЕ ИСТОРИИ
Непосредственные, смешные и – жестокие...
Мне 55. Идеальная учительская цифра. Две пятерки. Мне их
поставил возраст. А сколько поставит школа?
Чем длиннее жизнь, тем больше воспоминаний, хороших и не очень,
незабываемых и наоборот. Чем опытнее в любимом труде, тем острее
переживаешь прежние ошибки. И понимаешь, что уже нет права совершать
новые. Никогда не думала, что мне очень захочется провести свою работу
над ошибками.
…На такие размышления меня сподвиг новенький мальчик в новом для меня
пятом классе. Как-то так получилось, что давненько я не брала в руки
шахмат. Всё ЕГЭ и ГИА, старшеклассники, которые понимают, что цель у
них одна. Прямая и голая – получить высокий балл, который обеспечит
высокую проходимость. Пятиклассникам до «проходимцев» еще далеко. Они
непосредственны, открыты, смешны и жестоки.
Эмиль пришел к нам в сентябре. Мальчик уже прошел несколько школ,
последней была та, где много лет успешно ведет математику его бабушка.
Но и в этой школе он продержался недолго. Бабуля отправила нарушителя
своего спокойствия и авторитета с глаз долой. У нас попал в
мальчишеский класс, в котором всего 5 девочек, но их характеру может
позавидовать любой мальчик.
Симпатичный, рыжий, ухоженный мальчишка с глубоким, каким-то внутренним
взглядом, очень подвижный настолько, что сфокусировать его на одном
месте невозможно. Ртутный шарик с умными глазами.
Первый мой урок Эмиль просидел с большим трудом. Он даже не
присматривался ко мне, к классу. Он нас сканировал, изучал,
одновременно определяя границы дозволенного. Но при этом ухитрялся
отвечать на вопросы по теме урока, причем точно и осознанно. Хотя
успевал и пальцем пострелять, издавая соответствующий шумовой эффект, и
громко поговорить, и даже песни попеть. Спектакль одного актера.
Хорошо, что с головой хотя бы все в порядке. После урока состоялся
следующий диалог:
– Эмиль, ты весь свой боевой арсенал использовал или еще есть
что-то в запасе? Какая-нибудь чечетка, притоп, прихлоп?
– Но я же отвечал!
– На следующем уроке захочется внимания – я предоставлю тебе сцену.
– В смысле…
– В смысле уже не с задней парты, а перед классом продемонстрируешь
себя.
Эмиль немного озадачен. А признанные авторитеты класса явно
недовольны, что новенький так заметен, а учитель спокоен. Ждем
провокации.
– Нина Михайловна, у меня пенал пропал!
Так начался следующий урок. Разбираться сейчас бесполезно,
нравоучения читать бессмысленно. Прошу вернуть за те две-три минуты,
которые у класса будут, пока мы с Эмилем побеседуем за дверью.
– А может, все-таки уроком займемся, нам неинтересны его
проблемы! – словесный выстрел Ильшата.
Ну конечно, отличник, пришел за знаниями. Врешь, это ревность!
Класс тоже вторит:
– Он сам летяга, сам потерял!
– Выходим, Эмиль! Слушай, а у тебя есть друг? Или друзья?
– Так, друзей, кроме деда, нет. Но очень хочется иметь друзей, дед не
всегда понимает.
Пенал, естественно, не нашли. Другого я и не ждала. Кто же его
положит при всем классе? Просто теперь знаю, что не весь класс в
заговоре. В двух словах объясняю, что это статья скорее всего
уголовная, по которой отвечать будут родители.
– Давайте же ближе к теме урока! – это опять Ильшат.
– Давайте! И темой нашего урока будет подготовка к сочинению:
«Порядочность человека».
Забежали вперед, ничего страшного. Рассуждаем о порядочности.
Кого можно назвать порядочным человеком? Размышления «одноклеточные»:
«того, кто любит порядок»… «того, кто вовремя в школу приходит»… «того,
кто хорошо одет»… «у кого модная прическа»… «кто красив». Богдан
добавляет: «Красивый и хорошо одетый, как я».
Но постепенно разговор перемещается на Эмиля. Вывод делает
Лиана: «Мы с классом с детского сада вместе, мы как стая! Нам чужие не
нужны».
Да, волчата!
– Но вы же в общеобразовательной школе, а не в школе
выживания, у вас что? Программа «Остаться в живых»? Он вас раздражает,
потому что в чем-то лучше вас? Чужих не уничтожают, их делают своими.
Добавлять, что так делают умные люди, я не стала.
Ребята не хотят ломать свою иерархическую лестницу. Кому хочется
уступать место ближе к солнцу!
На следующий день пенал Эмиля принес Артем: тихий, спокойный,
воспитанный мальчишка. Нашел он его у себя в портфеле уже дома, когда
начал готовиться к урокам. Комбинация!
А на уроке технологии ребята работали около теплицы. Эмиль очень быстро
выполнил свое задание, стал помогать Артему. Артем ему в благодарность:
– А тебе слабо забраться на крышу и крикнуть: «Лиана, я тебя
люблю!»
Эмилю было не слабо. Залез на стеклянную крышу, топнул,
крикнул и провалился вместе со стеклом внутрь теплицы.
Результат: порваны штаны, на ягодице рана, царапины на руках, шок у
учителя, смех у класса. А в перспективе – разборки с родителями у
директора.
Но у меня свой урок, я начинаю его с повторения глаголов, прошу описать
нашу основную историю с теплицей глаголами. Получилось много.
– Артем, к доске! – Провокатор у всех на виду.– Убери
ненужные, на твой взгляд, глаголы.
Артем убирает глаголы, за которые стыдно. Осталось два
глагола: «начался» (наверное, урок) и «работали».
Глаголы-то можно стереть с доски, да и забыть. Но есть
ситуации, которые очень трудно исправить.
Рассказываю про Илюшку. Мальчишка должен учиться в 6 классе, а учится в
пятом и на дому, потому что уже год лежит, перенес несколько операций.
Сейчас очень старается и учиться, и встать на ноги. Но встать на ноги
не получается.
А друзья его продолжают учиться и совсем его не навещают. Только мама
рядом да учителя ходят к нему на уроки. К сожалению.
Минутная тишина…
– Нина Михайловна, может, покричим?
Есть у меня такая «орущая минутка» вместо надоевшей
«физкульт». Когда что-то раздражает, когда все надоело, когда просто
плохо, всем классом покричать. Закрываем дверь и кричим хором на
выдохе. Получается громко, но помогает!
Мне тоже хочется кричать, потому что я сейчас исправляю свою ошибку,
сделанную почти тридцать лет назад.
…Группа мальчишек и девчонок из школы на отдыхе, две
руководительницы. Я, учитель русского языка и литературы, и завуч школы
Рамзия Багизятовна. Лето, Одесса, море, пляж... купаемся, загораем. А
Фарид, ученик 8 класса, отличник, сидит на песочке в белой рубашке,
темных брюках и тяжелых ботинках. Странный парень.
– Фарид! Разденься, ложись загорать!
Мимо – он мыслями где-то там… в любимой химии скорее всего.
– Фарид!
Опять мимо.
У меня очень хорошее обоняние до сих пор, а тогда я унюхала
какой-то запах.
Чем-то пахнет. Пахнет от наших! – И войдя в роль служебной
собаки, я пошла на запах. След привел к Фариду. Карманы брюк странно
оттопырены.
– Отдай!
– Нет!
– Раздевайте его!
В считаные минуты парня раздели: весело, с притопом и
прихлопом. В карманах оказались бутылочки с аммиаком. Так вот откуда
специфичный запах!
– Для чего?
– Для опытов, купил в аптеке.
Для каких опытов, разбиралась завуч, она все-таки физик. А я?
Я навсегда запомнила беспомощного парня, не такого как все, для
которого аммиак и опыты дороже моря, солнца, загара.
Фарид тихо и с отличием закончил нашу школу, учился в Москве, стал
ученым, слышала, потом ушел в банк. В школе не был ни разу. Думаю, что
ему до сих пор не хочется вспоминать Одессу, море, солнце... И нас,
двух учительниц.