О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
На какие жизненные ценности ориентируются современные
старшеклассники? Согласно данным исследования, проведенного в школах
Красноярска сотрудниками Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П.Астафьева, большинство учеников старших классов
очень высоко ценят «счастливую семейную жизнь» (90% респондентов
оценили ее значимость высшим баллом). Следующие три места в ряду
приоритетов молодых людей (с одинаково высоким показателем – 87%)
занимают: «развитие своих способностей», «умение владеть и управлять
собой» и «здоровье». А что же ценность знаний?
Как пишут В.Адольф и В.Валяева в статье «Ценностные приоритеты учащихся
старших классов общеобразовательной школы» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», №
10 за 2012 год), «стремление к глубоким знаниям» оказалось
на скромной 10-й позиции (60% высших оценок).
Еще ниже ценят молодые люди возможность «полноценного приобщения к
культуре» (28% высших оценок) – 12-я строка в рейтинге и «общения с
природой» (23%). Очевидно, подростки зачастую не видят взаимосвязи
между «развитием своих способностей» и «приобщением к культуре», для
них это два совершенно разных процесса.
Настораживает также, что многие ребята не осознают зависимости здоровья
от заботы о своем физическом развитии (эта забота очень важна примерно
для половины опрошенных). Как отмечают авторы, современные молодые люди
недооценивают значимость развития таких качеств, как сила,
выносливость, ловкость, координация движений.
В статье «Агрессия
в младшем школьном возрасте» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», № 11 за 2012
год) психолог В.Майкон представляет воззрения современных
ученых на причины развития у детей склонности к агрессии. При этом
автор развенчивает широко распространенные социальные стереотипы. Так,
принято считать, что в сравнении с девочками мальчики от природы более
агрессивны. Однако западные исследователи Е.Маккоби и К.Джеклин на
основе анализа результатов ряда исследований пришли к выводу, что в
первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности
агрессивной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом у мальчиков
она возрастает, а у девочек убывает. Ученые объясняют это тем, что в
процессе воспитания мальчикам и девочкам предлагаются разные модели
поведения.
Российский психолог Г.Бреслав считает, что следует говорить не о
большей или меньшей агрессивности, а скорее о том, что у девочек
агрессия проявляется иначе.
Правда, его объяснение несколько отличается от позиции Е.Маккоби и
К.Джеклина: «Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое
проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют
физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства
приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это
выглядит мягче, зато бьет больнее. Кроме того, мальчиковая агрессия
менее управляема, и контролировать ее мальчики начинают позже, чем
девочки». Однако сейчас, как полагают большинство ученых, разница в
агрессивном поведении между девочками и мальчиками уменьшается.
В публикации также содержатся рекомендации, направленные на снижение
детской агрессивности. В частности, автор советует использовать
специальные техники, в том числе технику объективного описания
ситуации, помнить о важности сохранения положительной репутации ребенка
и демонстрации взрослыми «неагрессивных моделей» поведения в
напряженных ситуациях.
В.Майкон подчеркивает: чем меньше возраст ребенка, тем более
миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные
реакции детей. Как этого достичь?
Здесь могут использоваться приемы, помогающие уменьшить напряжение в
ситуации конфликта. Например, прием нерефлексивного слушания. Оно
заключается в умении «внимательно молчать». Здесь важны оба слова.
«Молчать» – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше
всего его интересуют наши замечания – и «внимательно», иначе человек
обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что
нужно делать, – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы
он полностью выговорился.