ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Осваиваем культуру творческого соперничества
Зачастую образовательные состязания учат только работать локтями. Но могут учить и чувству локтя...
Рейтинги успеваемости; конкурсы ученических работ,
соревнования школьные, муниципальные, региональные… Победители и
побежденные, сильные и слабые; торжество одних, горечь и униженность
других. Зачем втягивать детей в постоянное соперничество, ведь оно
воспитывает в них не самые лучшие качества? Тем не менее от него никуда
не деться – соперничество пронизывает жизнь.
Владислав Столяров, доктор философских наук, утверждает: не надо
избегать соперничества, ему нужно учить. Привыкнув к культуре
соперничества, дети смогут достойно пережить в будущем многочисленные
состязательные ситуации – и победы, и поражения. Но как это
организовать? И как использовать данный опыт в образовательном процессе?
Нет большей победы, чем победа
над собой.
Платон
Борьба за победу, стремление к лидерству – этим пропитан сегодня воздух
общества, в том числе и школы. Победа любой ценой, несмотря ни на что.
Возможно, именно из-за этого концепции культуры соперничества в
педагогике разрабатываются не учеными, занимающимися системой общего
образования, а людьми, посвятившими свою жизнь детскому спорту. Там
легче всего заметить вред идеологии взрослого мира: первый – значит
лучший; победивший – всегда прав...
В России концепцию культуры соперничества «Спартианские игры» более
двадцати лет назад разработал Владислав Столяров. Название
расшифровывается двояко: СПАРТ – Союз поклонников активного
разностороннего творчества и SPART от англ. spirituality – духовность,
sport – спорт, art – искусство).
Спартианские игры – это система особых спортивно-творческих
мероприятий. К этой системе автор пришел не случайно. Вся жизнь
Владислава Столярова, профессора кафедры философии и социологии спорта,
директора спартианского гуманистического центра РГУФКСМиТ, связана с
воспитанием спортсменов – тех, кто приносит славу российскому спорту.
Но в молодости он занимался и другой педагогикой: работая в детских
оздоровительных лагерях, организовывал там КВН и детские театры. Эта-то
педагогика и стала причиной появления Спартианских игр. Ведь они не
просто синтез соревнований и творчества, как считают многие. В
Спартианских играх принципы детоцентристской, гуманистической
педагогики перенесены на поле всех состязательных мероприятий со
школьниками. Именно это делает их интересными для каждого педагога.
Как можно использовать принципы Спартианского движения при организации
внеклассных мероприятий и на уроках?
Игры без
соревнований
При организации любых детских состязательных мероприятий,
считает Владислав Столяров, необходимо чередовать соревновательные игры
(в которых всегда есть победители и побежденные) с альтернативными, где
основной акцент делается на процессе игры, а не на ее результате.
Альтернативные игры обязательно проводятся в промежутках между
основными соревнованиями, чтобы объединить, сблизить участников.
Предположим, в классе введена рейтинговая система оценки, что делает
обучение соревновательным. Учитываются выполнение домашних,
самостоятельных и контрольных работ, ответы на уроке, участие (победа!)
в небольших предметных играх, которые проводятся на занятиях. Дети
быстро устают от этой системы, если в нее не вносить регулярные,
ставшие традицией для класса, игры, в которых нет и не может быть
победителей. Например, «20 вопросов»: класс загадывает слово (животное,
растение, минерал – главное, чтобы это было связано с изучаемым
предметом), учитель, задавая не более 20 уточняющих вопросов, пробует
отгадать его. Ребята, отвечая педагогу, имеют право подглядывать в
учебники, совещаться друг с другом, отвечать хором. Даже самый слабый
ученик при этом будет ощущать свою полную причастность к происходящему.
Определение
победителей
Можно совсем
отказаться от внешней системы оценивания результатов и использовать
лишь само- и взаимоконтроль. Более того, в интересах участников все
заранее договариваются: правила, принятые вначале, можно изменять на
условиях нового договора.
Неинтересно быть лучшим учеником в слабом классе. Когда из урока в урок
одни – те, у кого лучше память, внимание, другие качества – получают
пятерки, а другие – двойки, всем становится скучно, а отметки теряют
всякий смысл: нет ни радости от пятерок, ни переживаний за двойки. Если
же разрешить детям самим выставлять себе отметки, мотивируя вслух свои
решения, начнется важнейшее для каждого человека состязание –
соревнование с самим собой. И через некоторое время учитель заметит,
что ребята могут быть гораздо требовательнее к себе, чем педагог к ним.
И тогда он начнет работать не с классом, состоящим из 25 человек, а с
25-ю школьниками, у каждого из которых есть и свои положительные
стороны, и проблемы – как в каждом из нас.
Однако в
Спартианских играх внешнее оценивание, как правило, сохраняется, но что
важно – вводится ряд условий:
– оценивается не только демонстрация достижений участников, но
и их поведение на основе четких критериев;
– принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого участника;
– при выявлении победителей отдельных соревнований, конкурсов
учитываются лишь существенные различия в результатах участников;
– количество мест, которые они могут занимать, незначительно (как
правило, не больше пяти), причем на каждом месте может быть не один, а
много человек; поощряются преодоление участниками результатов, которые
они сами показывали раньше, честное поведение, красота действий и
поступков, творчество, юмор, активность и т.п.
Конечно, продумать критерии, справедливые по отношению к
каждому ученику (принимающие во внимание его особенности, поведение по
отношению к одноклассникам), сложно, но вполне реально. Это делают
многие педагоги, обсуждая с ребятами, за что именно будут выставляться
отметки. А вот за честность, юмор и активность учителя поощряют редко.
И зря.
Сотрудничество
Для поощрения
сотрудничества в Спартианских играх используется система так называемых
«кооперативных игр»: создаются специальные ситуации, при которых
участники должны стремиться к единой общей для них цели, при этом
учитываются не личные достижения, а результат всех участников,
объединенных как бы в единую команду.
Этот способ часто используют учителя физкультуры: «Сегодня мы катались
на лыжах и за урок все вместе проехали 23 км 500 метров. А в прошлом
году за то же время – только 19. Значит, наша суммарная скорость
растет!»
О похожем приеме и его результатах рассказывал Виктор Федорович
Шаталов; он подсчитывал, сколько примеров или задач выполнили за урок
его ученики, и дети очень старались улучшить свои показатели, с
удовольствием помогая друг другу подготовиться к традиционному
соревнованию.
Другой способ поощрения сотрудничества во время Спартианских
игр – использование принципа ротации: внутрикомандной (изменяя функции,
например, вратари становятся полевыми игроками) или межкомандной (обмен
игроками между командами: сильным, например, разрешается переходить в
более слабую команду, чтобы оказать ей помощь).
Эту систему можно использовать, если на уроке проводятся любые
командные игры. После очередного этапа учитель предлагает подумать, как
можно поддержать тех, кто проигрывает, чтобы уравнять силы и сделать
состязание более интересным для всех участников.
Еще один способ
использования сотрудничества в Спартианских играх – рассказ о
положительных моментах в выступлении соперников. Обычно дают слово
капитанам команд, которые, посоветовавшись с друзьями, озвучивают общее
мнение. Негативные отзывы о других запрещаются!
Казалось бы, что может быть проще? Однако… сказать добрые слова тем,
кого пытался победить, бывает очень трудно. Попробуйте в конце
урока-игры предложить это сделать и увидите, что в первый раз
искренних, добрых слов будет очень мало. Этот прием работает только
если он становится традицией.
...Скоро подведение итогов за первое полугодие, новогодние праздники,
во время которых будут организованы множество игр и соревнований.
Попробуйте использовать приемы Спартианских игр, присоедините к добрым
словам соперникам новогодние пожелания. И тогда соперничество принесет
радость всем. Никто не будет в Новый год ощущать себя проигравшим, у
всех появится уверенность в себе и своих силах...
Может пригодиться
Умение
сотрудничать с другими людьми начинается с уважения к самому себе. В
школе ребенку особенно трудно испытывать это чувство – слишком часто
его публично уличают в каких-то ошибках, мелких прегрешениях. В столь
критическом окружении даже похвала воспринимается с долей сомнения. А
ведь самое важное – внутренняя уверенность в себе. И обретается она
постепенно – вернее всего в играх.
Я могу, я умею
Мы не будем
требовать от наших учеников, чтобы они, как герой известной сказки,
утверждали, будто все могут и все умеют. Но поможем им вспомнить, что
действительно у них хорошо получается. И еще – чему они собираются
научиться в ближайшее время.
Пятиминутное развлечение уместно и на прогулке, и на уроке иностранного
языка при освоении новой лексики, и на русском – при повторении
неопределенной формы глагола, к примеру.
Ведущий, как правило педагог, берет мягкий мячик и бросает его самым
разным детям, начиная при этом предложение словами: «Я могу», «Я умею»
или «Я хочу научиться». Тот, кто поймал мяч, кидает его обратно,
заканчивая фразу по своему усмотрению. Самое интересное, если один и
тот же человек должен будет несколько раз, но по-разному заканчивать
одно и то же предложение. В конце концов ребенок и сам удивится, как
много всего он умеет. Раньше как-то и не задумывался.
Высший пилотаж – предложить детям вспомнить, какие умения называли их
одноклассники. Можно поинтересоваться: было ли что-то неожиданное в
перечне заявленных умений.
Конструктивное хвастовство
Рекламировать
самого себя – занятие неблагородное. А вот создать положительный образ
соседа – совсем другое дело. Особенно когда есть конкретная цель:
помочь ему найти себе место на рынке труда.
Половина класса
превращается в агентов по трудоустройству, остальные – соискатели. Пять
минут на переговоры агента и потенциального работника. Еще пять – на
подготовку общими усилиями портфолио или хотя бы небольшого постера.
Малыши могут обратить внимание и на внешние приметы. А подростки,
естественно, больше внимания уделят деловым качествам и личностным
характеристикам (ответственный, доброжелательный, инициативный).
Учитывая, что все друг друга знают, не удастся придумать
несуществующее. Придется внимательнее присмотреться к реальному
человеку.
Чтобы добавить азарта, можно объявить все происходящее конкурсом.
Лучший агент получает приз в результате всеобщего тайного или открытого
голосования. За себя, разумеется, голосовать запрещено.
Если учитель сомневается в способности ребят разрекламировать
одноклассников, он может выступить первым – дать своего рода образец
«хвалебной речи».
Подобная игра уместна на классном часе. Например, если речь заходит о
профориентации.