ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Кривцова Светлана, Нигметжанова Галия
Если школа становится школой агресии
Практически все специалисты говорят одно: начинать надо с изменения атмосферы, среды образовательного учреждения
Проблема буллинга, травли (буллинг – от англ. bully –
задирать, запугивать) сегодня остро стоит во всем мире. По данным
известного норвежского исследователя агрессивного и асоциального
поведения детей Дэна Олвеуса, примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во
всех развитых странах мира, за исключением Японии, два-три раза в месяц
становятся жертвами буллинга. В нашей стране подобные исследования не
проводились, но актуальность этой проблемы ни у кого из педагогов
не вызывает сомнений. Мы разговариваем с директором Института
экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии Светланой
КРИВЦОВОЙ и руководителем психологического центра поддержки семьи
«Контакт» Галией НИГМЕТЖАНОВОЙ.
– Достаточно
заглянуть на тематические ветки педагогических форумов, чтобы увидеть,
какой разброс мнений в суждениях педагогов о травле в школе. Говорят о
причинах этого явления, о том, кто виноват – жертва или агрессор,
буллир, а вот когда разговор подходит к вопросу «что делать?»,
активность участников обсуждения затухает. Создается ощущение, что
учителя не уверены в своей способности противостоять буллингу. В чем
здесь главная сложность?
Светлана
Кривцова. На жизни школы не может не сказываться влияние
социальной среды, в которой существует образовательное учреждение. А
сегодня из многих социальных институтов в общество посылается
двусмысленное послание. С одной стороны, агрессия вроде бы не
приветствуется, а с другой – агрессивный всегда оказывается прав. Мы
это видим в политике, в бизнесе, в госуправлении. Этот стиль общения
транслируется по цепочке: вышестоящие руководители неуважительно
общаются с директорами школ, директора повышают голос на учителей,
учителя…
Между тем в странах, где накоплен большой опыт борьбы с буллингом,
практически все специалисты говорят: начинать надо с изменения
атмосферы, среды образовательного учреждения.
Другой вопрос – что под этим понимается. В нашей отечественной традиции
атмосфера понимается таким образом: как мы «делаем вместе что-то
интересное». Во многих других странах сегодня пришли к тому, что
атмосфера – это те эмоции, которые вызывают само пространство школы и
отношения с людьми, находящимися в нем.
Это могут быть эмоции доверия, симпатии или, наоборот, эмоции
переступающего школьный порог таковы, что человек сразу ощетинивается и
закрывается.
Атмосфера складывается из множества разных вещей. Принципиальное
значение имеет, например, то, стремятся ли в школе заниматься каждым
отдельным ребенком, каждого ли видят, думают ли о том, чтобы человеку
было интересно и чтоб он мог внести свой полезный вклад в школьную
жизнь. Ощущает ли тут человек свою нужность и ценность?
– Но что же
делать, если не ощущает? Я прочел на форуме историю о том, как на
перемене, когда ученик вышел из класса, у него забрали сумку и засунули
за шкаф. Прозвенел звонок, вошла учительница и увидела, что мальчик
ищет сумку. Она заставила весь класс встать: будете стоять до тех пор,
пока не признаетесь, где сумка…
Светлана
Кривцова. Это типичный случай, показывающий, как не надо
бороться с буллингом. А что будет после того, как, предприняв ряд
попыток противостоять издевательствам, учитель не увидит положительных
результатов? У него начнет накапливаться раздражение не только по
отношению к буллирам, но и к жертве. Ему захочется сказать: «Почему же
ты такой слабый?» или «Да что, у тебя друзей нет, что ли?». И зачастую
учитель приходит к выводу, что его активность в борьбе с травлей
ничего, кроме неприятностей, не принесет. В этой ситуации учителя часто
выбирают стратегию невмешательства, объясняя это тем, что детям надо
учиться самим защищать себя.
И здесь самый важный пункт: в школе должна быть хорошая атмосфера,
основанная на ценностях человеческого достоинства и уважения к личности
каждого человека.
Вот тут-то и лежит корень проблемы. Есть ли в школе правила, по которым
живет детско-взрослое сообщество? Разработаны ли санкции на каждый
конкретный случай нарушения? Иначе это будут не правила, а просто
просьба, которую выполнять не обязательно.
И это специальная работа – правила. Допустим, произошел прецедент.
Собрались и применили санкции. Смотрим – санкции оказались слишком
жесткими. Значит, их необходимо корректировать, иначе будут негативные
последствия. То есть какое-то время идет «пристреливание» санкций к
правилам. И к этой работе надо подходить очень серьезно, поскольку
санкции задают иерархию школьных ценностей: что в нашей школе является
большим злом?
Об этом важно задумываться. Надо рефлексировать свои ценностные
основания. Всем без исключения: учителям, родителям, детям. Обязательно.
– А если в школе этих правил
нет?
Галия
Нигметжанова. Пожалуй, ни один классный руководитель не
погрешит против истины, если скажет, что в нашей школе есть два главных
правила: не причинять боль живому существу и не разрушать плодов чужого
труда. Это базовые незыблемые принципы существования, которые
человеческое сообщество выработало в процессе всего своего
исторического развития. Без этих принципов нормальная жизнь в обществе
просто невозможна.
– Правила и санкции должны
быть приняты и утверждены документально?
Галия
Нигметжанова. Недавно я прочла одну историческую
монографию, где говорилось о том, что на Руси с самого начала не была
принята никакая договорная система. Люди устно обговаривали какие-то
вещи, ударяли по рукам и все. Никакого письменного соглашения не
заключали. Почему-то у нас письменная практика особо не работала и
приживается с трудом. Поэтому я полагаю, что письменное оформление не
обязательно.
Но хорошо бы, чтобы на педсовете педагоги договорились между собой о
школьных правилах и о том, что они будут жестко стоять на соблюдении
этих правил. А ведь буллинг – это не единичный случай, а
систематические, постоянно повторяющиеся действия.
– И если чье-то поведение
определяется как буллинг, какие меры это предполагает?
Светлана Кривцова.
Человек, который систематически за счет кого-то самоутверждается,
должен быть предметом пристального внимания. Это личностное
расстройство, характеризующееся повышенной агрессивностью. С такими
людьми необходимо работать, разговаривать, но при этом следует отдавать
себе отчет в том, что одними разговорами едва ли удастся изменить
склонности этих ребят.
Жестоко наказывать буллиров тоже нельзя. Но можно и нужно – твердо и
неотвратимо. Важно формировать у одноклассников представление о том,
что поведение, унижающее человеческое достоинство, недопустимо.
– Наверное, и
некоторым учителям надо поменять стиль обращения с детьми? Чтобы
поменьше агрессии демонстрировать…
Галия
Нигметжанова. Тут учителю отдельная работа: уметь
распознавать агрессивные проявления в себе и находить культурно
одобренные способы реагирования на агрессию. Чтобы не выливать все на
головы детей.
Какие это могут быть способы? Самый простой вариант – в школе есть
специальное время и пространство для периодического проведения «кругов
общения», на которых коллеги могут высказаться, поделиться тем, что
вызвало у них неприятные эмоции, обсудить, что следует со всем этим
делать.
Кроме того, есть еще одна засада, которую мы, как правило,
недооцениваем: за долгие годы работы с детьми педагоги перенимают
структуру личности учеников определенного возраста и начинают
реагировать ровно в тех же рамках, что и ребята. Например, учитель,
работающий с подростками, начинает реагировать, как подросток. И чтобы
не скатиться в такое редуцированное общение, педагогам полезно
периодически встречаться с коллегами, которые работают в других
звеньях. Эти встречи могут помочь вернуться в позицию взрослого.
Светлана
Кривцова. Психолог очень нужен в школе, чтобы объяснить
учителю, что на самом деле происходит с ребенком. Например, если вам
хочется немедленно прекратить выходку и при этом у вас «руки сжимаются
в кулаки», есть желание встряхнуть и т.д., то мотивом ученика скорее
всего является власть, желание доминировать над другими. В этом случае
эффективна одна стратегия реагирования. А если главный мотив –
привлечение внимания, требуется совершенно другой подход.
Психологической грамотности катастрофически не хватает. Известно, что,
выезжая за границу и устраиваясь там на работу, многие наши учителя
долго не задерживаются в западных школах и детских садах. Потому что
спонтанные реакции педагогов приводят к тому, что их тут же увольняют.
В школах развитых стран унижать достоинство ребенка, даже буллира, –
это совершенно недопустимая вещь. А мы даже не чувствуем, что сделали
что-то не то. Но что еще усугубляет проблему: сейчас педагогов гораздо
сложнее учить коммуникативным навыкам, чем, скажем, в 90-е годы. В 90-е
с развитием образования учителя связывали будущее страны, к чему-то
стремились, а теперь, к сожалению, опустили руки...
– Для многих
учителей большой вопрос, вмешиваться в ситуацию травли ребенка или
«пусть сами разбираются».
Галия
Нигметжанова. Первое и главное: в случае нарушения базовых
императивов поведения, то есть причинение боли живому существу и
разрушение плодов чужого труда, вмешиваться надо всегда и немедленно.
Другие ситуации либо понятны интуитивно, либо их можно распознать по
определенным знакам. Скажем, вы можете увидеть, что в возне детей много
болезненных прикосновений, унизительных высказываний. Или видите, что
пребывание в неприятной ролевой позиции (побыть собачкой при ком-то)
продолжается длительное время. Или идет групповая игра и ребята
поочередно выбирают друг друга на роль ведущего, а какого-то ребенка
непрерывно игнорируют... и так далее (учителя могут дополнить этот
перечень). Важно, чтобы указанные признаки сидели в голове, и тогда,
проходя мимо какого-то происшествия, учитель быстро считает ситуацию.
Порой одного внимания учителя к ней достаточно, чтобы пресечь
негативный сценарий развития событий. Даже просто поворот головы
учителя в сторону возни детей имеет большое значение для ребят,
особенно если все знают правила общения в школе.
Не должна быть типичной картина, когда полностью замороченный учитель
пробегает по школьному коридору с кучей бумаг под мышкой, никуда не
поворачивая головы. Когда он детей не видит.
Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ