Новые ФГОСы: что они меняют в работе учителя
Тема «круглого стола», прошедшего на педагогическом форуме в Санкт-Петербурге, собрала учителей из разных регионов
С начала профильное обучение, потом ЕГЭ, ГИА,
аттестация по-новому, новый ФГОС... – это идет
валом. Притом очередная новация вступает в противоречие с
предшествующей, федеральные постулаты – с местными трактовками,
ожидания – с возможностями и так далее. Разумно ли ждать, пока
все уляжется, или, наоборот, участвовать в процессе состыковки сказки и
реальности?
Учителя обсуждают свою непростую ситуацию…
Не новость, а воз и ныне там
В значительной части заданий ЕГЭ проверяются традиционные
зуновские вещи, а стандарт вроде бы ориентирует школу на новые
метапредметные и личностные результаты. И кто «главнее», ФГОС или ЕГЭ,
непонятно. Чиновники утверждают, что статус стандарта превыше, но
оценивают по ЕГЭ, и на деле выходит наоборот.
Отчетность, которая погребла школу. Учителю остается все меньше времени
на работу с детьми, поскольку «не успел заполнить одну бумажку, надо
писать другую, не успел приспособиться к одним изменениям, надо
подстраиваться под новые». И даже под флагом борьбы с дублирующими и
самопровозглашенными на местах «бумажками» все это продолжается.
Образовательный процесс идет и ладно. Что, как, зачем делается – никому
не важно. Не он критерий оценки работы учителя, не он.
Главное, учитель не может сказать детям: «Поймите, ситуация в
образовании становится все более неопределенной, и я не знаю, за что
хвататься, готовясь к уроку».
Однако высказаться о наболевшем в сообществе коллег – может. Сегодня мы
публикуем выдержки из состоявшегося диалога педагогов – участников
круглого стола «Что меняют в работе учителя стандарты нового
поколения?». Обсуждение проходило во Второй Санкт-Петербургской
гимназии в рамках педагогического форума «Основное и среднее
образование в контексте ФГОС: пути реализации, ожидания, риски».
Думать о детях, которые
сегодня перед нами
– Первое, что обязан сделать учитель,– постараться понять,
чем живут сегодняшние дети, поставить себя на их место, влезть в шкуру
тех, кто пришел в класс, смотрит на тебя и ждет. И стать их поводырем,
с которым идти интересно и безопасно. Для этого – нащупать русло, как
идти именно с этим классом, по тем ухабам, которые подстерегают именно
их. А что касается численных показателей, отчетов, есть мудрость
военная: «ерунду просят – ерунду дадим». Требуют инновации – мы им эти
инновации выдаем. А с детьми так нельзя.
– Что принесли инновации, ЕГЭ, ГИА, тестирование? Формы затмили
содержание. На каждом уроке надо тестировать, тестировать, тестировать.
А как же – требуют. Но требования-то совсем другие: развитие,
функциональная грамотность, которая, кстати, не голый навык, а навык
плюс сотрудничество, сообщничество. У нас до того дошло, что ученик
порой не может понять, о чем в тестовом задании говорится. Надо уметь
не пугать детей, а удивлять. Мотивировать, пробуждать к мысли. Кто
умеет, для того стандарт не проблема.
– Все хорошо прописано в документе, но мы приходим в школу, и там –
живые люди со своими желаниями, стремлениями. Да, дети другие, это
интернет-поколение, но ведь и те же: душа ребенка не в айпаде и не в
айфоне, а вечные проблемы взросления их не обходят стороной. Когда и
кому говорить с ними о ценностях, доносить мудрость человечества,
сохраненную культурой? То есть опять главное в работе учителя –
факультативное.
– Почему мы на распутье, не знаем, чего хотим, как на самом деле надо?
Потому что этого не знают наше государство и правительство.
Декларируют, что обществу нужен человек думающий, но все видят, что
нужен кто-то другой.
Как учителю вписаться в
стандарт
– Учителям, которые работают честно, отдавая всего себя
профессии, все равно, какой стандарт. В любой момент они адекватны
стандарту. Где-то сами подстроятся, где то стандарт подстроят под себя.
А равнодушному учителю никакой стандарт не поможет. Так что проблема
одна – проблема кадров.
– Говорят, раньше было лучше, работать было проще. Но мир теперь
другой, дети другие, другие способы взаимодействия детей с миром. И,
конечно, надо осваивать новые формы обучения. Логично. Но неприемлем
фанатизм. А то на наших педагогических форумах некоторые слова уже
начинают вызывать чувство, близкое к аллергии: презентация и проект. У
нас все на свете – не презентация, так проект. Пора изменить методы
работы: отойти как от морально устаревших, так и от навязываемых новых,
которые, мягко говоря, неадекватны.
– В эти дни на форуме нам говорят: учитель должен принять и освоить
стандарт, ребенок должен принять и освоить стандарт. А чего на самом
деле хотят учителя, ученики? На самом деле – одного: «Вы скажите как
надо. Мы сделаем». Обсуждать, договариваться, что-то важное отстаивать
учителя не готовы. Ни с разработчиками стандартов и каких бы то ни было
критериев, ни с учениками по поводу их собственных «стандартов» и
«критериев». Но вот стандарт, никуда от него не денешься, я буду искать
новые приемы и ходы и буду учиться договариваться.
– Мне кажется, стандарт сильно опоздал. Когда лет 7–8 назад мы
наблюдали ярко проявляющиеся негативные процессы в детском чтении, в
обращении с художественным текстом, с детской грамотностью, никто не
задумывался над тем, а что должно происходить, чтобы было иначе. Дети
как списывали, так и списывают, внутренней мотивации никакой. Тут
подоспел стандарт, в котором есть все ростки для изменения ситуации. Но
старой, замечу, ситуации. А уже новая подоспела – дети массово не ходят
в школу. То есть опять: гладко было на бумаге, но забыли про овраги.
…И в заключение – суждение, служащее смысловым ключом к этой публикации:
– Как знать, быть может, тот опыт, о котором мы говорим здесь, и есть
самое главное, самое достоверное свидетельство текущего момента.