ОРИЕНТИРЫ
Профстандарт с английским акцентом
Всвязи с обсуждением профстандарта для российского учителя
редакция электронного СМИ Педсовет.org – http://pedsovet.org/
опубликовала перевод с английского аналогичного документа –
«Профессиональный стандарт для учителей Великобритании».
Стандарт принят в 2007 году, его объем?– 5 страниц просторно
расположенных разделов и пунктов, его цель ясно обозначена: что должны
знать и уметь учителя для получения статуса «квалифицированный». В нем
три больших раздела: профессиональные качества; профессиональные знания
и понимание; профессиональные навыки.
Первый раздел
(качества) открывается пунктом «Отношения с детьми и
молодыми людьми», содержание которого – «Иметь высокие ожидания от
детей и молодых людей, стремиться обеспечить полную реализацию
учащимися их образовательного потенциала, а также установить
справедливые, уважительные, конструктивные, основанные на доверии и
поддержке отношения с ними. Демонстрировать те положительные ценности,
ту позицию и то поведение, которые они ожидают от детей и молодых
людей». Далее пункт «Рамки» (иметь представления, разделять цели),
затем «Коммуникация и работа с другими» (следовать принципам
сотрудничества) и «Личное профессиональное развитие» (улучшать
собственную деятельность).
Второй раздел
(знания и понимание) включает пункты: «Обучение», то есть
стратегии управления учебой; «Оценивание и мониторинг», то есть знание
требований к оцениванию и всего спектра подходов к оцениванию;
«Предметы и учебные планы», то есть понимание своих предметных/учебных
областей и связанных с ними педагогических теорий; знание установленных
и не установленных законом учебных курсов. Пункт «Грамотность,
математическая грамотность и ИКТ» обязывает регулярно проходить тесты.
Пункт «Достижения и разнообразие» требует понимания внешкольной среды
развития детей, а также знания достижений своих коллег. Здесь же пункт
«Здоровье и благополучие»: знать, кого как поддерживать.
Третий раздел
(навыки) включает такие пункты. «Планирование» –
планировать надо прогресс. «Преподавание» – разнообразие стратегий и
разные источники, принцип вовлеченности в процесс всех учащихся,
способность управлять обучением отдельных учеников, групп и целых
классов, изменяя стиль и методы преподавания. И снова – «Оценивание,
мониторинг и обратная связь», но в практической плоскости: оценивать
образовательные потребности, обеспечить конструктивную обратную связь,
поддерживать, направлять, выявлять прогресс и новые образовательные
потребности. Далее – «Критический анализ преподавания и обучения»:
оценивать вклад своего преподавания в прогресс, сделанный всеми
учащимися. Пункт «Среда в классе»: содержательная, безопасная,
благоприятная для обучения. Ясные правила дисциплины, способствующие
самоконтролю и независимости. Наконец, «Работа в команде и
сотрудничество». Учитель должен уметь работать и как член команды, и
как инициатор, создающий коллегам возможности для совместной работы над
увеличением эффективности обучения.