Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Кожурина Людмила

Стандарт на профессию: первая примерка

Все признают, что он нужен. И все расходятся во мнениях, зачем

Общественный совет Министерства образования и науки РФ –  http://sovet-edu.ru/ – провел очередное заседание 13 ноября. Один из пунктов повестки – профессиональный стандарт 
учителя и преподавателя.  Готового текста профстандарта пока нет, и обсуждать фактически нечего. Зато есть запутанная история про Призрак стандарта,который бродит по коридорам власти. Члены ОС попытались его материализовать.

У семи нянек…

Анатолий Карачинский, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, то есть того института, который помогает отраслевым организациям создавать профстандарты и вносить их в национальный реестр, рассказал, что в наличии около 100 проектов стандартов по различным отраслям и специальностям, как стандарты по неф­тедобыче, газоснабжению, сестринскому делу, строительству, наноиндустрии. А задачу на составление стандартов по образованию поставил в сентябре Владимир Путин.
В то же время известно, что Федеральный институт развития образования (ФИРО) уже несколько лет разрабатывает профстандарт учителя по госзаданию, и к ноябрю он был создан. Министр образования видел продукт, но остался им крайне недоволен.
Также известно, что разработкой профстандарта занялся Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109, о чем он сообщил в своей публикации в «Новой газете» http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html . Здесь же ведется широкая дискуссия. Однако, как выразился сам Евгений Александрович, «пока группа разработчиков состоит из меня одного». Но это только начало, потому что Ямбургу министр выдал карт-бланш на подбор экспертов и привлечение любых других специалистов.
В то же время слышно, что и Высшей школе экономики что-то подобное поручили, тоже разрабатывают…
Дела!

Все отсчитывается от цели

Основным докладчиком по теме выступил Сергей Волков, учитель московской школы № 57, главный редактор журнала «Литература» нашего Издательского дома. Он сразу поставил вопрос о цели: зачем и кому понадобился профстандарт? В зависимости от того, какова цель и кто является адресатом, будут определяться и содержание, и форма, и структура документа:

– Если этот стандарт нужен для оценивания учителя чиновниками – одно. Хотя есть должностные инструкции, критерии аттестации, к чему еще одна проверка? Если захотели померить компетенции, то все опять сведется к «словам о…», потому что компетенции неизмеримы. Если это внутрицеховой корпоративный договор, тогда при чем здесь государство и министерство, сообщество договаривается внутри себя. Опять же у нас, к сожалению, нет ассоциации учителей, которая бы внятно работала в предметном поле и представляла учителя перед государством. Или основа договора с работодателем? Или нравственный императив вроде клятвы Гиппократа у врачей? Или кодекс? А может быть, требования к будущему учителю, учителю-идеалу? Но разве идеал не один на всех и навсегда: хорошо учить детей?

Как бы то ни было, а вопросов «что?» и «для чего?» не избежать. Худший вариант – создается инструмент, которым всех померят и негодных отбракуют, – для улучшения учительского корпуса. Зачем? Если бы в школы стояла великая очередь желающих в ней работать…
Позицию докладчика разделил Олег Смолин: недавно ему довелось прочитать архивные опросы старшеклассников 1925 года и 2005-го, и оказалось, что желаемая модель хорошего учителя ничуть не изменилась: отлично знает свой предмет и хороший человек.
Но тут министр Ливанов скорректировал разговор: «Наша цель простая: создать документ и для профсообщества, и для тех, кто оценивает учителей и принимает решения. Чтобы был общий язык для всех, в том числе – чтобы появился инструмент влияния на высшее педагогическое образование».
То есть понятно: необходимо отработать процедуры объективной независимой оценки готовности педагога к качественному выполнению функций.

До основанья, а затем?

Опускаем примеры про юных учительниц русского языка, которые пишут диктант на двойку и заставляют детей искать безударную гласную в слове «лес», ладно. Оказывается, в Петербурге уже ни в одном вузе не готовят учителей по математике-информатике, а они нужны позарез; в учителя начальных классов приходят бакалавры, никогда не изучавшие возрастную психологию и даже не имеющие методической подготовки. Людей по специальности «учитель» перестали готовить недавно, а нехватка ощущается уже сейчас.
Об этом говорил знаменитый педагог Сергей Рукшин из Герценовского пед­универстита. Он был удовлетворен тем, что тему профстандарта связали с темой педобразования. В самом деле, говорить о стандарте на профессию «учитель» в стране, где учителей просто перестают готовить, нелепо. Стандарт будет, а учителя – нет?
Кроме того, были приведены поразительные примеры ликвидации региональных ИРО и ИПК, потому что у руководителей региона установка на безоговорочное выполнение федеральных требований. По этой же схеме – сокращение программ по психологии и педагогике в педвузах. Между тем сегодня у каждой школы свои программы, и учителей надо готовить по тем компетенциям, которыми школа не обладает. И как в таких условиях образование будет отвечать на новые вызовы, неясно.

Наставник должен обладать…

Все выступление Евгения Ямбурга было посвящено дефицитам педподготовки. На первом слайде – Лаокоон, раздираемый змеями. В контексте темы образ столь многозначный, что разгадывать аллегорию предоставим читателю.
Что по сути. Стандарт не должен пониматься как мелочная регламентация и заслон свободе, напротив, творчество развивается при наличии стандарта. Стандарт – первое условие действовать нестандартно. В самом стандарте должны быть описаны как инвариантные профкачества, так и вариативные.
Инвариантые – понятно: знание предмета и владение ПК. Сюда же умение работать с детьми. И новые качества: готовность к изменениям, умение работать в команде, ответственность в принятии решений.
Вариативные качества – ответ на вызовы времени. Сейчас школы работают с разными программами, нужны новые и новые компетенции, которых раньше не было и которым надо учить. Дети разные сидят вместе: гиперактивные, инвалиды, дети с имплантами, девиантные, социально запущенные, не говорящие по-русски. Нужно понимать их нужды и знать, что с ними делать. Появились новые должности, как менеджер качества, педагог-реабилитолог – а где соответствующие тарифные характеристики? Вариативная часть – открытый список, пополняющийся по мере возникновения потребностей школы. Должен быть постоянный пересмотр профстандарта, это пакетная вещь.
Идеи Ямбурга распространились и до требований к администраторам, которые оценивают качество труда учителя. Профстандарты нужны и для проверяющих.
…Но все это пока первые подходы к теме. Пока даже неясно, кто разработчик, а кто просто участвует в краутсорсинге. Текста пока нет.

Рейтинг@Mail.ru