КРУГ ВОПРОСОВ
Стандарт на профессию: первая примерка
Все признают, что он нужен. И все расходятся во мнениях, зачем
Общественный совет Министерства образования и науки РФ –
http://sovet-edu.ru/
– провел очередное заседание 13 ноября. Один из пунктов
повестки – профессиональный стандарт
учителя и преподавателя. Готового текста профстандарта пока
нет, и обсуждать фактически нечего. Зато есть запутанная
история про Призрак стандарта,который бродит по коридорам власти. Члены
ОС попытались его материализовать.
У семи нянек…
Анатолий Карачинский, член правления Российского союза
промышленников и предпринимателей, то есть того института, который
помогает отраслевым организациям создавать профстандарты и вносить их в
национальный реестр, рассказал, что в наличии около 100 проектов
стандартов по различным отраслям и специальностям, как стандарты по
нефтедобыче, газоснабжению, сестринскому делу, строительству,
наноиндустрии. А задачу на составление стандартов по образованию
поставил в сентябре Владимир Путин.
В то же время известно, что Федеральный институт развития образования
(ФИРО) уже несколько лет разрабатывает профстандарт учителя по
госзаданию, и к ноябрю он был создан. Министр образования видел
продукт, но остался им крайне недоволен.
Также известно, что разработкой профстандарта занялся Евгений Ямбург,
директор Центра образования № 109, о чем он сообщил в своей публикации
в «Новой газете» http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html
. Здесь
же ведется широкая дискуссия. Однако, как выразился сам Евгений
Александрович, «пока группа разработчиков состоит из меня одного». Но
это только начало, потому что Ямбургу министр выдал карт-бланш на
подбор экспертов и привлечение любых других специалистов.
В то же время слышно, что и Высшей школе экономики что-то подобное
поручили, тоже разрабатывают…
Дела!
Все отсчитывается от цели
Основным докладчиком по теме выступил Сергей Волков, учитель
московской школы № 57, главный редактор журнала «Литература» нашего
Издательского дома. Он сразу поставил вопрос о цели: зачем и кому
понадобился профстандарт? В зависимости от того, какова цель и кто
является адресатом, будут определяться и содержание, и форма, и
структура документа:
– Если этот стандарт нужен для оценивания учителя чиновниками
– одно. Хотя есть должностные инструкции, критерии аттестации, к чему
еще одна проверка? Если захотели померить компетенции, то все опять
сведется к «словам о…», потому что компетенции неизмеримы. Если это
внутрицеховой корпоративный договор, тогда при чем здесь государство и
министерство, сообщество договаривается внутри себя. Опять же у нас, к
сожалению, нет ассоциации учителей, которая бы внятно работала в
предметном поле и представляла учителя перед государством. Или основа
договора с работодателем? Или нравственный императив вроде клятвы
Гиппократа у врачей? Или кодекс? А может быть, требования к будущему
учителю, учителю-идеалу? Но разве идеал не один на всех и навсегда:
хорошо учить детей?
Как бы то ни было, а вопросов «что?» и «для чего?» не
избежать. Худший вариант – создается инструмент, которым всех померят и
негодных отбракуют, – для улучшения учительского корпуса. Зачем? Если
бы в школы стояла великая очередь желающих в ней работать…
Позицию докладчика разделил Олег Смолин: недавно ему довелось прочитать
архивные опросы старшеклассников 1925 года и 2005-го, и оказалось, что
желаемая модель хорошего учителя ничуть не изменилась: отлично знает
свой предмет и хороший человек.
Но тут министр Ливанов скорректировал разговор: «Наша цель простая:
создать документ и для профсообщества, и для тех, кто оценивает
учителей и принимает решения. Чтобы был общий язык для всех, в том
числе – чтобы появился инструмент влияния на высшее педагогическое
образование».
То есть понятно: необходимо отработать процедуры объективной
независимой оценки готовности педагога к качественному выполнению
функций.
До основанья, а затем?
Опускаем примеры про юных учительниц русского языка, которые
пишут диктант на двойку и заставляют детей искать безударную гласную в
слове «лес», ладно. Оказывается, в Петербурге уже ни в одном вузе не
готовят учителей по математике-информатике, а они нужны позарез; в
учителя начальных классов приходят бакалавры, никогда не изучавшие
возрастную психологию и даже не имеющие методической подготовки. Людей
по специальности «учитель» перестали готовить недавно, а нехватка
ощущается уже сейчас.
Об этом говорил знаменитый педагог Сергей Рукшин из Герценовского
педуниверстита. Он был удовлетворен тем, что тему профстандарта
связали с темой педобразования. В самом деле, говорить о стандарте на
профессию «учитель» в стране, где учителей просто перестают готовить,
нелепо. Стандарт будет, а учителя – нет?
Кроме того, были приведены поразительные примеры ликвидации
региональных ИРО и ИПК, потому что у руководителей региона установка на
безоговорочное выполнение федеральных требований. По этой же схеме –
сокращение программ по психологии и педагогике в педвузах. Между тем
сегодня у каждой школы свои программы, и учителей надо готовить по тем
компетенциям, которыми школа не обладает. И как в таких условиях
образование будет отвечать на новые вызовы, неясно.
Наставник должен обладать…
Все выступление Евгения Ямбурга было посвящено дефицитам
педподготовки. На первом слайде – Лаокоон, раздираемый змеями. В
контексте темы образ столь многозначный, что разгадывать аллегорию
предоставим читателю.
Что по сути. Стандарт не должен пониматься как мелочная регламентация и
заслон свободе, напротив, творчество развивается при наличии стандарта.
Стандарт – первое условие действовать нестандартно. В самом стандарте
должны быть описаны как инвариантные профкачества, так и вариативные.
Инвариантые – понятно: знание предмета и владение ПК. Сюда же умение
работать с детьми. И новые качества: готовность к изменениям, умение
работать в команде, ответственность в принятии решений.
Вариативные качества – ответ на вызовы времени. Сейчас школы работают с
разными программами, нужны новые и новые компетенции, которых раньше не
было и которым надо учить. Дети разные сидят вместе: гиперактивные,
инвалиды, дети с имплантами, девиантные, социально запущенные, не
говорящие по-русски. Нужно понимать их нужды и знать, что с ними
делать. Появились новые должности, как менеджер качества,
педагог-реабилитолог – а где соответствующие тарифные характеристики?
Вариативная часть – открытый список, пополняющийся по мере
возникновения потребностей школы. Должен быть постоянный пересмотр
профстандарта, это пакетная вещь.
Идеи Ямбурга распространились и до требований к администраторам,
которые оценивают качество труда учителя. Профстандарты нужны и для
проверяющих.
…Но все это пока первые подходы к теме. Пока даже неясно, кто
разработчик, а кто просто участвует в краутсорсинге. Текста пока нет.