Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Кожурина Людмила

Переформатировать представление о пространстве образования

Такова задача ближайшего развития, считают эксперты

Как будут учить в ближайшем будущем? Реальным или виртуальным будет пространство образования? Исследованию этих тем были посвящены последние семинары в ИРО Высшей школы экономики. Наша публикация – дайджест двух докладов.

Андрей Волков, ректор Московской школы управления «Сколково», знаменит не только своей должностью, но и многолетними реальными практиками организации образования по-новому. Он говорит:

– Синтезирующие способности и педагогический талант – лучшие свойства преподавателя. Да, сегодня это «не в ногу», ратуют за исследовательский подход. Но вопрос – где сегодня растет новое, где процветает творчество? Не там, где транслируют, и не там, где в келейных условиях что-то придумывают, чтобы не оказаться аутсайдером, а там, где есть живое сообщество людей, способных трансформировать наличное состояние жизни. И суть кризиса образования в этом: готовим людей к тому, чего в реальности уже нет. Учить сегодня надо проектно-программным отношениям, учить деятельно.
Параметры современного учебного процесса, с точки зрения Андрея Волкова, таковы.

Снимаются иерархии, никто не ученик и не учитель, а – «участник».
В образовательном учреждении никто не учится индивидуально, учится команда (группа).
Академические результаты (баллы) перестают играть роль; замеряется «драйвовое участие» и личностный вклад.
Никаких лекций, только практика.
Ошибка культивируется и даже провоцируется.

Таким образом, ядром обучения становится не предметное содержание, а задача. Нерешенная или нерешаемая проблемная ситуация. Такая, которая без позиционной коммуникации (в ходе которой осуществляется определение важнейшего набора вопросов и постановка проблемы) не существует. То есть как договариваемся, так и достигаем результата. Вперед выходит не знание о чем-то, а способность к идеализированному конструированию. Дальше неизбежно возникает дефицит знания, и оно «подтаскивается, подобно ящику с патронами» (метафора Андрея Волкова).
Итак, группа 5–7 человек – единица современного образования. Педагог, он же участник, он же модератор, – тот, кто способен конструировать знания прямо в дискуссии. Места, в которых происходит образование, должны располагать к деятельности такого рода, по сути – быть мастерскими.

Элистер Блит, специалист в области образовательной политики и профессиональный архитектор, многие годы изучает вопрос о том, как учебное пространство может поддерживать обучение. И вот фрагменты его выступления в Москве.

…Лекции являлись основой образования тогда, когда книги были малодоступны и речь профессора была единственным научным источником. Сегодня люди учатся индивидуально у себя дома, но им нужны места для обмена знаниями.
По этому критерию пока лишь 26 стран попали в книгу образцов учебных пространств. Там нет залов, которые всегда заперты на ключ, нет мемориальных аудиторий, зато обжиты все закутки, рекреации, лестничные площадки и коридоры – стоит поставить там стол со скамейками и повесить вики-доску. Там много мест для групп и нет больших кабинетов с рядами парт и стульев. Там круглые столы, разборные, состоящие из сегментов. Потому что обучение сегодня – это социальный процесс, а не индивидуальный.
Сегодня ключевое слово в образовании – «гибкость». И нам надо переформатировать само представление о пространстве школы. Не гигантские школы строить, а, например, создавать маленькие домики на одной территории, оборудованные под изучение конкретных предметов…

Рейтинг@Mail.ru