МЕТАФИЗИКА ДЕТСТВА
Дух отрицания и душа младости
Подросток, юноша, все дороги открыты – светлое время, никаких
забот. Думаем так и говорим, когда хотим пронять вечно зацикленного на
чем-то ребенка. Словно забываем, как нам самим давалась жизнь в этом
возрасте. Мы разговариваем с человеком, который не забыл.
Наш собеседник – один из самых известных современных писателей –
Анатолий КОРОЛЕВ.
– Анатолий Васильевич,
правда ли, по вашему мнению, что подростковый возраст – это возраст
самого глубокого пессимизма?
– Да, переживания подростка – это проживание отчаяния: с одной
стороны, ты умирающий в собственном теле дух ребенка, с другой –
нарастающее присутствие взрослого человека. Об этом очень точно сказано
у Пушкина: «В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия, тогда
какой-то злобный гений стал тайно навещать меня…»
Дух отрицания и душа младости вступают в апокалипсическую схватку, и
дитя гибнет буквально на глазах твоей души. Этот поединок еще не скрыт
от твоего разума, ты еще наполовину жив, но ужас окостенения буквально
дышит в затылок, ты чувствуешь, что умираешь заживо. Грубо говоря, все
мы ходячие могилы, где похоронено наше детство. Жить с этим живым
чувством бренности большая часть подростков не желают, уж слишком
мучительно, и потому выбирают смерть. Эта массовая гибель сравнима с
гибелью тысяч лососей на нересте. Но это не нерест рождения, а нерест
смерти. Мертвым жить намного удобней, надежней и проще. Под словом
«мертвый» я понимаю осознанный отказ от участия в деле собственного
бытия, выбор видимости жизни. Этот отказ от себя, тайный сговор с
фикцией происходит как раз в подростковом возрасте.
Короче, школа, на мой взгляд, имеет дело с двумя генерациями учащихся,
первая – еще дети, они все одарены и гениальны, их обучение требует
игры и свободы, до пубертации мы все (ну почти все!) способны понять
самые тонкие материи. После дифференциации по нишам цивилизации
обучение нужно начинать практически с нуля. В классе инопланетяне, а не
вчерашняя детвора. А еще нужно учесть двухлетнюю яму окукливания, паузу
созревания, которая падает на полосу где-то от 5 до 7 класса.
– Как
переживалось взросление лично вами? А как обдумывалось тогда и после? И
что это за пауза, «яма окукливания»?
– Меня эта волна превращения накрыла около 12 лет: фактически
я умер. Я был милым воспитанным мальчиком-блондином и учился на
«отлично». Идеально затачивал карандаши, читал Андерсена, сам сочинял
сказки, короче – «мыл руки перед едой»… Погрузившись, как все
провинциальные мальчики, в пучину половой зрелости, я стал злым
прыщавым брюнетом, сжег все свои диафильмы, перестал сочинять сказки и
читать всю эту ерунду, моим кумиром стал черный боксер Джо Луис, его
фотография украсила комнату. Я – в это трудно поверить – стал качать
мышцы, пить водку с парнями в подъездах, материться… даже угодил раз в
милицию, только вот, к собственной досаде, никак не мог научиться
курить, тошнило. Единственным эхом прежнего мальчика была тяга
что-нибудь сочинить, но не глупую сказку «О Топе и его товарищах», а
повесть о святом отшельнике в хижине в средневековом лесу, где-то во
Франции, которого приходит соблазнить полуобнаженная дива. Разумеется,
о христианской легенде искушения пустынника святого Антония я ровно
ничего не знал, но до ключевой сцены соблазнения монаха дело так и не
дошло, не менее 20 раз я начинал переписывать в общей тетради начало
этой эротической абракадабры, недовольный какими-то вздорными пустяками
в прологе. Школа мне в ту пору стала так ненавистна – я ведь был
двоечником, – что я собирался после семилетки уйти на завод, пытался
поступить в техникум, но провалил математику. Стал бы я технологом или
инженером, как отец? Не знаю...
Но это внешнее. Самое драматичное следствие взросления – ты узнаешь,
что ты смертен. Мысль о смерти парализует сознание подростка.
Справиться с ней в одиночку он не в состоянии. На помощь приходит
природа, психофизика, которая транслирует ужас из бытия в подсознание.
Перед нами нечто вроде мутации, механизм которой мало изучен. В
принципе тут два выхода: либо ты игнорируешь факт своей конечности – о,
тут масса тактик самообмана, всемирный Макдоналд небытия работает на
полную катушку, – либо ты осознанно встраиваешь смерть в свою жизнь, но
это путь единиц, путь самурая и даоса.
– Марина
Цветаева спрашивала своих молодых собеседников: было ли для вас
взросление трагедией? Разрешите повторить этот вопрос: для вас было
трагедией?
– Лично я пережил взросление как кошмар. Опомнившись после
пубертации, я отчетливо понял главную потерю: потерю интенсивности
восприятия. В детстве мои глаза были чувствительны, как мыльные пузыри.
Раньше день начинался как счастливая уйма времени: встаешь, мчишься
чистить зубы и мыть лицо холодной водой, а до завтрака (через 15 минут)
еще нужно дожить. А потом мальчишкам младших классов из нашего двора
предстояло собраться у ворот и решать, каким маршрутом идти в школу,
чтобы не нарваться на драку, а потом… а потом… а потом еще нужно дойти
до школы, раздеться в раздевалке и пулей страсти – в класс, где еще
темно, надо включить свет и т.д. И вдруг мой бездонный день стал короче
в сто раз, а интенсивность восприятия скукожилась.
С тех пор удлинение времени каждого дня и поддержание интенсивности
восприятия – моя главная личная задача.
Мысль о том, что жить неинтересно, приходит в голову как ужасная истина
и – ей-ей! – мало кому удается вырваться из этой западни восприятия. Во
всяком случае, очень многие не способны жить по собственной воле в
просторе свободы, без суеты им крышка, тишина невыносима, скорей
затолкать в уши микрофоны от плеера. Столкновения с подлинностью у
подростка невыносимо остры. Глубина пессимизма просто отчаянная. Мой
дружок Вовка развлекался тем, что натягивал петлю на шею, становился на
табуретку, наматывал конец веревки на болт в потолке и прыгал; в тот
жуткий миг, когда петля перехватывала горло, он перерезал петлю
сапожным ножиком, который держал в руке. Эти игры с гибелью в той или
иной форме – несть им числа – становятся мясом взросления. Особенно
остро переживается смерть сверстников. Помню, как утонул парень из
нашего двора и мы окружили гроб с телом покойника. Он был синего цвета
– зрелище не для слабонервных. Похороны каких-то дедушек, бабушек были
вне восприятия, а тут сверстник – еще три дня назад виделись, бегали
купаться на Каму, и вдруг он абсолютный труп и сейчас его закопают в
землю. Это нужно было не только пережить, но и осмыслить. Помню
собственное отчаяние: не пыхти, тебе надо ждать того же!
К этой трагедии понимания бренности, которая есть суть взросления,
лично у меня прибавилась мрачная картина жизни Вселенной. Раньше мой
мир был залит солнцем, я жил в городе, в СССР, столицей страны был
город высотных зданий Москва. Три часа езды на электричке – и мы в
гостях у бабушки в деревенском доме на высокой горе у реки, куры
кудахчут, утро, жара, бегом вниз к Сылве купаться – рай! А вдруг
школьное знание разворачивает жутчайшую панораму. Оказывается, наша
Земля крохотный шарик земли, который с горсткой таких же комков-планет
вращается вокруг колоссального Солнца, каковое при этом типичный жалкий
карлик, а вся наша система где-то на краю спиральной галактики в вихре
звездно-газовой смеси. Сей научный факт – что мы на краю галактики –
меня как-то особенно удручал. Эта картина бездны не внушала мне ничего
кроме ужаса, от которого холодело под ложечкой. На то, чтобы преодолеть
эту ложную картину мироздания, у меня ушли годы.
Сложите в одну «потребительскую корзину» эти потрясения: ты смертен, до
Москвы две тысячи километров, твоя Пермь – провинция, твой род и семья
почти из нищих, отец пьет, мать непрактична, твой дом – барак,
построенный пленными немцами, и хотя в войне мы победили, купить новое
пальто не на что, в школе – тоска, Солнце скоро погаснет, Бога нет,
покойника в земле поедают черви, Вселенной управляет закон нарастающей
энтропии и в конце концов никакого света не будет и т.д. Вот вам
психосоматический вид на драму взросления советского подростка, каким я
был. Одним словом, со мной происходило то, что происходит с миллионами
мальчишек (не знаю, как эта программа окукливания проходит у девушек).
– И что же
случилось потом? Как вы преодолели «яму»?
– Вдруг в меня угодил метеорит, иного сравнения подобрать не
могу, именно оно передает всю степень случайности и невероятности того,
что со мною стряслось. Эта метаморфоза случилась в считаные секунды. Я
как бы опомнился от чего-то. Очнулся от обморока. Я словно ожил и в
полном потрясении воскрес после двух лет глубочайшей смерти… наверное,
что-то подобное переживает мотылек: три года он был слепым отрезком
жадной кишки, жрал и переваривал пищу, окуклился… – бах! И вдруг ты
шестикрылый летун над землей с лицом, в котором сияет сразу семь глаз.
Думаю, что драматизм моего восприятия продиктован тем, что я
волей-неволей стал творческим человеком, которому счастье быть
«кирпичиком» противопоказано.
Мне выпал жребий искать призвание, карабкаться в иные социальные ниши,
преодолевать рамки семейного ареала. Один мой дед был шахтером на
медных шахтах Алтая, другой – книгочей из крестьян на Урале; ни мать,
ни отец не имели высшего образования, только средне-техническое.
Не могу не сказать еще одну почти что крамольную вещь: знание в той
форме, какая существует в школе, знание как тягло, как обязанность
знать, – такое знание не работает. Настоящее знание – для единиц, а в
школе мы имеем дело с массовым сознанием. Никому не интересна атмосфера
Венеры или альбедо Луны. Уверен, что знание способно даже искалечить
подростка, если оно подано как наказание, как плата за статус. В
древних практиках знание было итогом инициации, высшей наградой.
Когда-то истина о том, что Земля – шар, открывалась под страшным
секретом. Тут что-то есть... В школе же сложности современной истины
вынужденно сглажены и подаются вчерне, на уровне для профанов.
– Может ли, на
ваш взгляд, школа поддержать в эти драматические времена подростка?
Что-то объяснить? Утешить? Наставить?
– Думаю, что даже самая плохая школа поддерживает подростка в
период драмы: все, что происходит в классах, так далеко от твоих тайных
проблем, что срабатывает эффект релаксации. Надо учить химию, завтра
контрольная по алгебре… твои проблемы тотально проигнорированы и тем
самым – парадокс – сглажены. Если же развернуть школу к тайнам
взросления учеников, я бы ввел час общего развития, час релаксации, за
который никто не ставит никаких оценок: прогуляться по залу
Третьяковской галереи (видеоэкскурсия), увидеть фильмы о природе, о
жизни животных, подчеркиваю – не экскурсия в реальную Третьяковку, а
вот такое комфортное восприятие внутри школы. Тут весь фокус в том, что
это переживание происходит сообща. Компьютерный класс для борьбы с
фобиями противопоказан, это операционная палата для разобщения. Было бы
мудро пристраивать к школе элементы психологической лечебницы, бассейн,
солярий. Понимаю, что сегодня это утопия. Что кроме смеха мои слова в
сельских школах, где иногда нет мела писать на доске, не вызовут. Но вы
попросили, чтобы я помечтал. Вот я и мечтаю: идеальная школа – это
средостение обучения с профилактикой социальных фобий, школа-санаторий.
В возрасте 10 лет я, мальчик с Урала, три месяца побыл в такой школе,
впервые на берегу моря, в Анапе, в санатории «Волна», где облегченные
занятия по программе шли в обнимку с походами, купаниями и лечением.
Главное – нужно понимать, что познание – род священного яда, без
противоядия оно убивает.