Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Третья тетрадь
Детный мир

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ


Леонтьева Ольга

Мы были уверены, что сын – гуманитарий. Тест показал другое

«Так как же теперь выбирать профильный класс?»

Специализация и выбор профиля обучения – проблема, с которой сталкиваются и дети, и родители, и педагоги. Сегодняшние школьники вынуждены задуматься о будущей профессии уже к концу восьмого класса: ведь в начале девятого нужно выбрать, какие предметы сдавать, чтобы пойти в профильный класс. Учителя борются за талантливых ребят все 11 лет их школьной жизни: имея группу склонных к твоему предмету учеников, есть шанс достойно подготовить их… все к тем же экзаменам. Родители, волнуясь за будущее своих детей, определяют их в специализированные школы, нанимают репетиторов. Недавно в редакцию пришло письмо, которое заставило еще раз задуматься о сложности и неоднозначности пути выбора профессии.

Письмо

Маргарита МЕЛЬНИКОВА, г.Москва

Мой сын перешел в девятый класс. В этом учебном году поджидает ГИА. Учителя настоятельно советуют сдавать те предметы, которые будут основными в профильных старших классах, чтобы потом было легче там учиться. Казалось бы, выбирай профиль – и готовься. Набор профилей довольно традиционный: гуманитарный класс, физико-математический, химико-биологический и общеобразовательный.
После нескольких лет учебы в классе с гуманитарной направленностью сыну была, как я думала, прямая дорога в соответствующий профиль. Но вдруг стала наблюдать такое острое нежелание углубленно изучать литературу, что заволновалась: если предмет не нравится, о каком профильном обучении может идти речь!
Стали приглядываться к другим профилям. Химия с биологией не привлекают. Физику с математикой для гуманитария, которым ты считался последние четыре года, браться учить углубленно как-то странно. Общеобразовательный класс вроде бы существует для тех, кто с профилем как раз определиться затрудняется, но всем известно, что там окажутся самые слабые ученики...
Думаю, во многом эта неопределенность выросла из отсутствия в школе предпрофильного обучения. Но сейчас уже поздно требовать правды и узнавать, почему детей лишили помощи в очень трудном выборе.
И тут в памяти всплыла реклама, увиденная как-то в вагоне метро: старшеклассников приглашали на компьютерное тестирование, один из видов которого предназначался как раз для стоящих на «профильном распутье». Нашла в интернете подробности, отзывы. Позвонила, записалась.
...Народу море! И все такие же мятущиеся, как мы.
Тестирование состояло из ответов на множество вопросов и решения логических задач. Изучались особенности личности, интересы и способности. Тест длился час. Дети уходили в класс бодрые – возвращались как выжатый лимон. После обработки результатов семьи отправлялись к психологу. Пришла и наша очередь.
– Странно, что вы записались к нам, ведь у вас всё очевидно, – сказал психолог, изучая сложные на вид диаграммы, нарисованные компьютером. – Догадываетесь, какой профиль показал тест?
«Конечно, гуманитарный», – проносится у меня в голове.
– Физико-математический, – сообщают нам и предъявляют рисунок, где кривая, символизирующая этот профиль, взлетает вверх, не оставляя другим профилям никаких шансов.
Сын мой ничуть не удивлен. У меня же лицо, подозреваю, шокированное:
– Да ребенок не один год углубленно учил русский, литературу и два иностранных языка!
– Возможно, он растет в семье гуманитариев, а учитель математики слабоват и не показал ему красоту этой науки.
Признаю – так и есть. Получается, человек шел не своей дорогой, а я этого не замечала да еще давила в придачу? Хороша родительница!
Всю следующую неделю шла мучительная борьба привычного уклада и свалившейся информации. Первый итог – предложение сыну не сдавать на ГИА литературу. Какое же облегчение увидела на его лице! Второй итог – предложение сдавать физику. И снова счастливое лицо.
Пока еще мучаюсь, правильно ли поступаем. И в эти минуты хочется ухватиться за пример, услышанный от одной мамы, сидевшей в очереди на тестирование. Она пришла сюда уже со вторым сыном. Старший готовился поступать в вуз на экономический факультет, в то время как тестирование показало: только иностранные языки. Семья решилась на кардинальные перемены в планах – и парень уже год с огромным удовольствием отучился в вузе на лингвиста.
Сегодня сын сообщил о своих намерениях классному руководителю. Она недоверчиво посмотрела на него и сказала: «Еще обсудим...» Но мы для себя уже решение приняли. Правильное ли оно – время покажет...

Комментарий специалиста

«Тестовый профиль, который получает ребенок, – лишь отправная точка для будущего выбора»

Может ли тестирование, пройденное ребенком, стать достаточным основанием для кардинальной перемены планов, интересов? В какой степени нужно следовать рекомендациям, полученным после тестирования? Попробуем разобраться в этих вопросах, обратившись к мнению профессионала.

На поставленные вопросы нет и не может быть однозначного ответа. Дело в том, что результаты любого психологического тестирования не должны рассматриваться как однозначный приговор или как прямые рекомендации, которым обязательно надо следовать. Любое тестирование – это всего лишь информация для размышления, которую нужно учитывать при выборе профессии наряду с множеством других факторов.
Смысл результатов тестирования опасно преувеличивать. Тестовый прогноз имеет вероятностный характер, но это вовсе не означает, что тесты бесполезны или вредны. Опасность можно сравнить с рисками медицинской диагностики. Узнав что-то нехорошее о своем состоянии (низкий гемоглобин, например), человек сам или с помощью врачей-консультантов может скорректировать свой образ жизни, диету, профессиональную нагрузку, и это даст полезный эффект. А другой, неправильно истолковав результат медицинского диагноза, впадет в панику, и ему надо оказать своевременную помощь.
Тестирование нужно только тем, кто сомневается в своем профессиональном выборе. Несколько лет назад мы проанализировали, что происходит со школьниками, проходившими тестирование в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Большинство наших клиентов последовало нашим рекомендациям, причем довольных своим решением среди них оказалось примерно на 40 процентов больше, чем среди тех, кто предпочел не учитывать результаты тестирования. Это означает, что тесты как источник информации приносят пользу большинству из тех, кто ими воспользовался.
Однако немалое количество школьников проигнорировали тестовые рекомендации и тоже остались довольны своим выбором. Объяснить этот эффект довольно просто с точки зрения психологии: тест мог оказать не прямой, а косвенный, вспомогательный эффект, послужить основой, укрепляющей уверенность молодого человека в своей мечте.
Об этом написан иронический (хотя по концовке его можно назвать трагикомическим), талантливый рассказ Михаила Веллера «Тест». Его герой проигнорировал тестовую рекомендацию, добился своей жизненной цели и был счастлив. Хотя... Не буду пересказывать концовку, прочтите просто этот рассказ. С Веллером можно спорить по другим вопросам (не всегда его научно-философские произведения являются точными в научном плане), но здесь с ним приходится полностью согласиться.
Мы ориентируем молодых консультантов в нашем центре на то, чтобы они обучали родителей и детей правильно, сознательно и свободно воспринимать тестовую информацию. Увы, не всех клиентов удается научить этому за 40 минут постдиагностической беседы. Впрочем… и не все консультанты способны освоить методику проведения таких бесед после целого года практики.
Если молодой человек решается на реализацию длительного, длиной почти в жизнь, сценария профессиональной карьеры (карьерного плана), то выбор в соответствии с его способностями ускорит достижение цели. Произойдет это, только если выбор соответствует одновременно и его желаниям.
Если же стремления человека были и остаются другими, отличными от наших рекомендаций, желаемый результат не будет достигнут. В балансе между желаниями (интересами) и способностями желание играет более значимую роль. Правда, и оно иногда бывает бессильно.
Так, если у человека совсем слабая способность к устному счету, а он идет на работу, где требуется этот навык, например, нужно постоянно устно прикидывать порядок чисел (величин каких-то сумм расходов или сделок), он будет постоянно напрягаться и испытывать трудности в работе. То же самое произойдет, если авиадиспетчером или менеджером по продажам захочет стать человек, у которого не хватает оперативной памяти, чтобы одновременно держать в поле внимания сразу несколько объектов (авиадиспетчеру приходится «держать» сразу несколько самолетов, а менеджеру по продажам – запоминать имена и запросы клиентов, с которыми приходится общаться практически одновременно).
Как правило людям больше нравится делать то, что у них хорошо получается, но встречаются и драматичные случаи, когда человек предпочитает заниматься тем, к чему он совершенно не способен, например, у него нет ни слуха, ни голоса, а он хочет петь. При таком стечении обстоятельств страдает и сам человек, и его окружение, ему нужно деликатно помочь, объяснить, что хорошая профессия – это занятие, которое одновременно и нравится, и получается.
В этом и состоит миссия профориентационного консультирования, а тестовый профиль, который получает после него ребенок, – лишь отправная точка для будущего выбора, не более. Тем не менее многие дети и родители изначально относятся к тестовым результатам с неадекватным преувеличением. Однако, получив консультативную помощь в том, как нужно относиться к этим результатам, а также проделав самостоятельную, кропотливую работу по осмыслению плюсов или минусов каждого выбора, они, в конечном счете, приходят к более осознанным решениям. Именно осознанные решения люди как правило больше ценят. Пытаются отстаивать их при столкновении с трудностями и претворять в жизнь.

Александр ШМЕЛЕВ, доктор психологических наук, научный руководитель Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Рейтинг@Mail.ru