Перед нами, за партами...
Школьная жизнь семиклассника в двух диалогах
Все люди неодинаковые. Дети тоже. Банальность, казалось бы. Но
нам всегда хочется обобщить или предписать – по поводу ребенка
особенно. В школе – тем более. Но куда важнее угадать склонности
ребенка, поймать подходящий для него стиль общения, обучения. Эти
мысли пришли вслед за разговорами с детьми на каникулах. В свободной
обстановке так легко говорится о школе. И так в общем-то основательно,
что начинаешь сомневаться: а хорошо ли мы знаем тех, кто сидит перед
нами за партами?
«Я не отличник, но почти»
Разговор с Юрой, 7 класс.
– Для чего ты ходишь в школу?
– В основном, чтобы учиться, но главное – общаться с друзьями. Чем
дальше, тем в школе интереснее, с учителями отношения улучшаются. Не
всегда хочется идти, но дома я не хотел бы учиться.
– В каком смысле – отношения с учителями улучшаются?
– Учителя разные, и ты уже научился их понимать, приспособился. У
каждого свои требования, их надо понять, и все будет хорошо. Некоторые
уроки очень важны: алгебра, английский, литература, язык. Хотя у меня
не всегда лучшие оценки, не все получается, но я стремлюсь. Есть
бессмысленные уроки – труд, здоровье, искусство. Нет смысла собираться
для этих дел классами, я сам много мастерю, но что-то выпиливать на
уроках труда – ужас. Другой учитель приходит и какую-то теорию нам
говорит, уже седьмой урок, все балуются – «Здоровье» называется. А он,
пока не проговорит свое, не остановится. Но это просто неизбежность,
надо принять.
– Молодые учителя есть?
– Нет, чтобы совсем молодые, новые – нет. Есть обычные. Приходят,
спрашивают, рассказывают. Никак к нам не относятся. Но вот по
математике с учительницей повезло, она старенькая, только у нашего
класса ведет. И мы ее очень интересуем, чувствуется. Она пока не
добьется, не убедится, что до каждого дошло, не успокоится. Ругается
часто. Но от души, чтобы к нам пробиться, чтобы у нас получилось. Ей
это интересно – как мы знаем. Но она одна такая.
– Ты в обычной школе, дети сейчас какие, умные есть?
– Дети, мне кажется, могли бы быть умнее. Есть одноклассница, у которой
все получается само собой, по всем предметам. А есть девочка, сильная
только в одном деле, в математике. И есть парень, который не любит
математику, балуется, но все может решить, если захочет. Еще есть
липовая отличница, она ни в чем не сильна, но вовсю старается, пятерки
выцарапывает, и ей ставят, хоть с натягом. И вот все они считаются
умными, на олимпиады ездят.
– А что же остальные? Вот если умных в отдельные школы поместить, это к
лучшему?
– Я думаю, обстановка в классе не изменится. Для некоторых даже
улучшится, для ребят, которым умные мешают проявиться. Потому что
учителя опираются на сильных, а мы только глазами стреляем, как они
учатся. Но все-таки и ухудшится, потому что девочек в классе и так
мало, в три раза меньше. Девочек постоянно куда-то переводят, в
какие-то лучшие условия.
– Скажи, а в чем ты лучше всех?
– Наверное, ничего такого нет, где я специалист. Разве в музыкальной
школе – там меня хвалят постоянно.
– А я слышала, ты хотел бросить музыку и пойти в бассейн.
– Ну, был момент. У нас в классе некоторые ходят в бассейн, и я
захотел. Сходил, заболел. А музыкальную бросить как – я привык, столько
лет уже, надо довести дело до конца, а то зря, получается, ходил.
– Ты подбираешь?
– Нет, учительница говорит, на слух играть не надо, я разучиваю
произведения, многие очень красивые.
– Но все-таки было так, чтобы ты о каком-то деле сказал: «О, классно,
это мое»?
– Счастливым когда себя чувствую? Да, знаю. Когда путешествую. Мне
нравится ездить, настроение в дороге поднимается, жизнь сразу другая.
Новое место – особое чувство. Потом это вспоминаешь. Бывает,
неожиданно, в самые трудные моменты.
«Что там в школе – не для
меня»
Разговор с Андреем, 7 класс.
– Как у тебя со школой?
– Я учусь во вторую смену, с утра успеваю сделать основное.
– Уроки?
– Нет, зачем. То, что мне надо. С утра сижу «Вконтакте», нахожу новые
трюки для упражнений на турнике, смотрю уроки для начинающих,
запоминаю, иду во двор повторять. Стритворкаут называется.
– Сам-один?
– Да, увидел случайно в интернете, мне понравилось, уже 5 месяцев
занимаюсь.
– А учеба?
– Я смотрю «Живую математику», разбираюсь. У нас «Вконтакте» есть
группа, мы ищем физические фокусы, обсуждаем, много находится
интересного, если покопаться, есть необъяснимые вещи.
– А в школу-то ходишь?
– Говорю, во вторую смену, а с утра – мое время.
– Так ты в интернете сидишь, уроки не учишь, наверное, отметки плохие.
– Да не знаю… плохие. Но мне нравится делать то, что я понимаю, что вот
это мне надо, интересно, а не что мне говорят. Когда, да что, да
сколько. Мне так удобнее, не в школе.
– Ну а если в школе на физкультуре будет стритворкаут, а на физике
опыты с батарейками, тебе было бы интереснее ходить в школу?
– Я не думаю, что в школе это надо. Нет, я бы не хотел, чтобы все
делали то, что нравится мне. По команде. И мне бы сразу разонравилось.
– То есть ты как бы ведешь свое индивидуальное образование по своему
плану, с расчетом времени. И что, в помощь тебе никто не нужен, кроме
сообщества в Сети?
– Я стараюсь сам дойти до всего. У учителей есть другие дела.
– Но все-таки у учителя профессия такая – помогать искать способы
мыслить, познавать, связывать одно с другим – через свой предмет. А так
ты на поверхности чего-то нахватаешься…
– Ну, кроме школы есть места. Я хожу в кружок, там как раз думать учат.
– А что же школа – зря?
– Нет, почему, там многим даже нравится…