О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В одной из своих книг психолог Лев Выготский высказал мысль о
том, что «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого,
окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все
течет». Какова же динамика ценностных ориентаций современных
подростков? Один из ответов дан в исследовании Института социологии
РАО, результаты которого представлены в статье В.Собкина, А.Буреломовой
и М.Смысловой «Идеалы
российского подростка» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за
2012 год).
Как отмечают авторы, к наиболее значимым личностным качествам
человека ученики 5–9 классов относят те, «которые необходимы для
успешного социального взаимодействия: доброту, честность, уважение к
другим, понимание другого, чувство юмора...».
Если распределить эти, самые важные для подростков, личностные
характеристики по тематическим блокам, то на первой позиции (по числу
выборов) будут стоять моральные качества: доброта, честность,
преданность. На второй позиции – качества, относящиеся к сфере
толерантности: тактичность, уважение к другим. Затем – когнитивные: ум,
эрудированность, сообразительность и лидерские качества – популярность,
успешность.
При этом чем старше становятся подростки, тем больше дифференцируются в
их сознании моральные характеристики. Девятиклассники оценивают
поведение другого не столько по шкале «добрый – злой», сколько
по шкале «честный – лживый», «искренний – лицемерный», «преданный –
вероломный». С течением времени меняется и отношение к качествам
«когнитивного блока». Так, «хорошая успеваемость» важна для
5–7-классников, а в 8 и 9 классах она как значимая личностная
характеристика вообще не отмечается. В то же время увеличивается
ценность эрудированности, а к 9 классу заметную роль начинает играть
креативность.
Особое внимание авторы акцентируют на следующей тенденции: с возрастом
существенно растет доля тех, кто оценивают свое ближайшее окружение
критически, негативно. «Нет людей, с которых хотелось бы брать
пример» – в 5 классе так считают 4,2% учеников, а в
9 – 13,9%. Явный сдвиг в этом направлении происходит на рубеже
6 и 7 классов (4,8 и 8,7% соответственно). Заметно снижается также и
значимость учителей (7,8% – в 6 классе; 3,9% – в 7).
По наблюдениям специалистов в последние годы растет число
детей с диграфией и дислексией. Определенные недостатки произношения
(что является предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии)
имеются примерно у 17–20% (!) учеников первых-вторых классов. Вместе с
тем, многие нарушения в развитии детей при благоприятных условиях
обучения и воспитания можно скорректировать. Об организации этой работы
в школе рассказывается в статье Т.Золотовой «Модель коррекционно-развивающей
работы для формирования учебной мотивации у младших школьников с
речевыми нарушениями» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2012 год).
Автор подчеркивает, что основной мотивацией у таких детей является
творческая мотивация, а значит, и задания для них необходимо подбирать
творческого характера. При этом начинать следует с тех, которые ребята
легко могут выполнить совместно с учителем, а затем постепенно
усложнять задачи, расширяя пространство самостоятельной деятельности
школьников.
В статье дается множество рекомендаций касательно того, как строить
коррекционно-развивающую работу с учетом специфических личностных
особенностей детей с нарушениями в развитии. Известно, например, что
многие ребята, имеющие трудности в овладении письмом, к началу обучения
в школе обнаруживают устойчивую леворукость. В работе с ними надо
учитывать, что левши при постижении нового больше ориентируются на
чувственные ощущения (зрительные, осязательные), поэтому им требуется
опора на рисунок, натуральный объект или какое-либо другое
вспомогательное средство.
Важно принимать во внимание также, что левши более робки чем
праворукие, для них обычно трудна работа в больших группах при жестко
регламентированных условиях и строгом соподчинении. Они более склонны к
индивидуальной работе, в которой можно проявить собственную инициативу
и интуицию. Левши медлительны, у них есть трудности с быстрым
переключением внимания, но они обладают богатым воображением и
фантазией.