ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
«Критическое мышление» – технология для любого урока. Статья третья, заключительная.
Краткий практический курс
Мы продолжаем знакомить с технологией критического мышления
тех педагогов, которые находятся в поиске современных способов
преподавания, позволяющих соответствовать требованиям новых ФГОС.
Первые две стадии занятия – «Вызов» и «Осмысление», – описанные
в №№ 17, 18 «ПС», логично завершаются этапом «Размышление», который
посвящен детской рефлексии по поводу проделанной работы. Это понятие
в последнее время, к сожалению, все больше искажается, став практически
обязательным, а значит, формальным фрагментом урока. За рефлексию
иногда выдают короткие детские высказывания на уровне
понравилось-не понравилось. На самом деле этот сложный и тонкий процесс
должен быть продуман и специально организован учителем, чтобы все
занятие обрело завершенный вид. Метафорически этот этап можно
представить как очередную отметку на дверной раме: вот на сколько я
вырос с прошлого раза. Но рефлексия не только фиксирует расстояние
между последней (конец урока) и предыдущей (начало урока) зарубками,
она помогает еще и наполнить этот промежуток смыслами.
Как я изменился?
На стадии «Размышление» вы выступаете в позиции организатора
рефлексии, то есть помогаете детям осознать те изменения, которые с
ними произошли в процессе урока. Результатом вашей работы на этом этапе
станут ответы каждого ребенка на несколько рефлексивных вопросов: что я
теперь думаю о той проблеме, которую мы обсуждали? Как изменились мои
взгляды под влиянием этих идей? Как полученная информация увязывается с
тем, что я знал раньше? Что я могу делать иначе после того, как получил
новую информацию? Что я могу делать иначе после того, как стал понимать
эту проблему по-новому?
Поскольку на этой стадии ребенок оценивает свое продвижение, вы вместе
с ним возвращаетесь к тем приемам, которые были использованы в ходе
занятия. Только так они достигают своего логического завершения.
Возвращаемся к своим
вопросам и предположениям
Если на стадии «Вызов» дети разбивались на пары и в режиме
мозгового штурма строили предположения относительно развития заявленной
идеи, можно попросить ребят снова объединиться с теми же партнерами и
вернуться к своим записям. Таким образом они смогут сравнить, какие
соображения у них были до чтения текста и какие появились после.
Попросите их составить новый список: что нового и важного они
почерпнули из текста? Какие новые вопросы у них возникли?
При работе с художественным текстом вы в начале урока на основании
нескольких фраз просили учеников составить свою версию сюжета. Теперь,
когда содержание текста перестало быть секретом, вы можете спросить:
есть ли сходство между прочитанным рассказом и вашей версией? Что вам
больше нравится – ваша версия или автора, почему? Какие мысли возникли
у вас в связи с этим совпадением (несовпадением)?
Если вы использовали в начале занятия таблицу, где в первой колонке
перечислено, что дети уже знают по заявленной теме, а во второй
записано, что они хотели бы узнать, то наконец пришло время заполнить
третью, носящую заголовок «Узнали». Можно организовать эту работу в
форме общего обсуждения со всем классом или в парах, если чувствуете,
что ученикам это под силу. Возможно, не на все вопросы в процессе урока
удалось ответить, тогда они остаются для самостоятельного изучения или
становятся мостиком к следующему занятию. И наоборот, некоторые
сведения дети отметят как вновь полученные, хотя и не предполагали, что
об этом можно узнать из текста.
В завершение занятия по любому предмету ученикам можно предложить два
вопроса – один легкий, второй сложный, а затем попросить их
проанализировать: почему легкий вопрос действительно показался кому-то
легким, а трудный – трудным?
Заканчивая работу с научным текстом, вы можете активизировать
критическое мышление, спросив: не осталось ли у вас вопросов о …, на
которые автор не дал ответов? Как то, что вы узнали, помогает понять …?
Сформулируйте еще одну тему, которая затрагивает проблему, обсуждаемую
автором.
Как оценить результат своих
усилий?
Каждый учитель хочет знать, насколько успешна его работа. Но
как измерить образовательный результат, достижения учеников в этом
направлении? Явно не с помощью «двоек» и «пятерок» оценивая,
«достаточно ли критическим» стало мышление детей.
У сторонников этой технологии нет строгой системы показателей и
критериев. Как правило список желательных признаков или умений у
каждого автора свой, в зависимости от того, как педагог интерпретирует
понятие «критическое мышление». Однако большинство в качестве основных
выделяют несколько характеристик критического мышления.
«Спорить с текстом», то есть оспаривать доводы автора, предлагаемые
идеи, приводить контраргументы.
Сопоставлять разные мнения, вырабатывая свое собственное.
Отстаивать свою точку зрения с помощью логических доводов.
Рассматривать тексты, задаваясь вопросом: «С какой точкой зрения
призывает меня согласиться этот текст?»
Анализировать темы и основные идеи литературных и научных текстов в
контексте собственной жизни и мировоззрения.
Внимательно относиться к аргументам оппонента и логически их
осмысливать.
Формулировать принципы и делать обобщения на основе текстов,
представляющих разные точки зрения.
Если технология приживется в вашем арсенале педагогических средств, вы
с обретением опыта сможете добавить в этот список собственные признаки,
существенные, на ваш взгляд. Отвечать самому себе, насколько ученики
освоили эти умения, лучше после урока, просматривая видеозапись. Очень
полезно время от времени получать внешнюю оценку, приглашая в роли
эксперта компетентного и доброжелательного коллегу.
Поскольку характеристики критического мышления универсальны, ученик,
присвоив их, будет пользоваться ими не только на специально
организованном занятии. Можно ожидать, что со временем дети будут
использовать критический подход к любым текстам – обсуждая фильмы,
прочитанные книги, дискутируя вне пространства урока.
PS.
Если такое краткое знакомство с некоторыми элементами технологии
вызвало у вас интерес и желание применить ее на практике, более полно
узнать о принципах и методах развития критического мышления можно из
специальной литературы.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология
развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить
критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление. Критическое мышление и новые
виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005.
Собственный опыт
Рассказ
Валентина Распутина «Женский разговор» дал возможность учительнице
завязать беседу с взрослеющими ученицами о влюбленности и целомудрии,
о женской чести и цене, которую приходится платить за ошибки. Разговор
настолько важный, что его участницы стали постепенно вплетать в него
и романтические истории собственных мам и бабушек.
Начало можно прочитать в
двух предыдущих номерах.
Продолжением разговора стало рассматривание старинных семейных
фотографий. Мы заранее договорились принести их. Особенно привлекли
внимание девочек те фотографии, где мужчина сидит, а женщина стоит
около него, положив руку на плечо.
Я их не тороплю. Прежде чем прочитать очередной фрагмент, прошу
восстановить в памяти события, происходившие во время двух предыдущих
наших встреч.
После этого предлагаю назвать фрагмент рассказа, который не понравился,
и лучше бы замысел автора изменить. Тут почти все единодушно называют
тот, где Вику заставили сделать аборт. Девочкам кажется, было бы лучше,
если бы Вика родила ребеночка и приехала с ним к бабушке. Я с ними
соглашаюсь и говорю, что было бы еще лучше, если бы Вика просто
приехала к бабушке на каникулы, и они бы однажды вот так же поговорили,
и чтобы этот разговор уберег Вику от ошибок.
Потом я читаю третий фрагмент текста: «За окном просквозил мотоцикл с
оглушительным ревом, кто-то встречь ему крикнул. (…) Ну так, а что про
дедушку?
– Объясните значение бабушкиных слов: «Так выходили доспевать в мужних
руках», – прошу я.
– Выходили замуж очень молодые… без свадьбы, потому что год голодный
стоял, без венчания, потому что церкви поломали…
– Мужья берегли своих жен… Мама говорит, что хороший муж самый вкусный
кусочек жене оставляет или детям. А еще она говорит, что даже петух,
найдя крошечку, сам не съест, а курочек зовет…
– Руки мужа надежные, у нас бабушка говорит, что жила за своим мужем,
как за каменной стеной.
– Найдите в тексте слова, которыми бабушка Наталья характеризует
сегодняшнее время и современные отношения между людьми, – даю я
очередное задание, решив, что они назовут слова: «Видно, как все вокруг
перекошено, запущено, перекручено» – из предпослед него абзаца, но они
выбирают другие.
–?Выдохнется при гоньбе, кому она нужна?
–?На какой-то холодный продуваемый простор выгнан человек…
–?Сама жизнь гончей породы…
Я не спорю, потому что в этом тоже есть большой смысл, а потом прошу
выбрать слова, которыми бабушка Наталья рассказывает Вике о своей любви.
–?У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда
хватало, прикасанья. Я его до самой чутельки знала.
–?У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться,
обзаимность учит. Тяготение такое.
–?Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой.
Чтобы девочки чуть-чуть отдохнули, прошу сделать карандашный набросок
целеустремленной женщины, какой ее представляет и описывает бабушка:
«Как есть гончая на задних лапах. Ни кожи, ни рожи. Выдохнется при
гоньбе – кому она нужна?»
Для заключения я оставила самый большой фрагмент: «Твой-то дедушка не
тот был, с которым я до войны жила…(…) …предвещая своими огненными
письменами завтрашнюю неотвратимость», – поэтому предлагаю девочкам
прочитать его самостоятельно, это чтение и займет почти все время,
останется только задать последний вопрос:
–?О чем же этот рассказ?
Ответы девочек. Первый и самый главный:
–?О любви…
–?О жизни…
–?О том, чтобы младшие слушали старших…
–?О том, что можно и два раза полюбить…
–?О целомудрии…
Вот на этом красивом слове и можно закончить наш непростой разговор.
Валентина ГУСЕВА