СТИЛЬ И УКЛАД
Когда школьная атмосфера становится офисной...
Неучтенные эффекты высоких технологий
Теперь в школах не то что раньше: товарища по голове учебником
не стукнешь, планшет недешев. Дневник с тройкой не спрячешь, он
электронный, и мама видит оценку сына практически в минуту выставления,
порой раньше, чем узнает о ней ребенок. Электроника уже не фантастика,
и школа, как нам разъясняют, не должна отставать от времени…
Но можно ли переложить на электронные устройства все задачи развития?
Отречемся, отряхнем…
Хотя само понятие «школа» тянет за собой ассоциации с
сакральным местом, где есть то, чего нет больше нигде, такое, чего
нигде не увидишь, и есть там такие особенные люди, мудрые проводники в
новую жизнь.
Теперь все это отправляется в мусорный бак. Материальная культура школы
сворачивается до электронного пульта, которым ученики голосуют за
правильный ответ в тесте. Атмосфера скорее офисная, нежели инициирующая.
Зачем пачкать руки мелом, когда можно водить рукой по световому полю?
Зачем листать страницы учебника, когда в электронных версиях безотказно
действуют гиперссылки? А что будет помнить рука, которая ни с чем
реальным не соприкасается, – вопрос в пространство. Поговорим о вкусе
фруктов в саду, где висят одни только восковые плоды: наглядно,
красиво, безопасно – попробовать нельзя.
– Все-таки традиционные методы обучения себя оправдывали, ребенок
хорошо помнит только то, что он сам делал своими руками, – говорят одни
родители.
– Никакого сравнения, – возражают другие, – новые технологии так
развивают, ни с какой книгой не сравнить. Подумайте, Солнечная система,
которую можно потрогать руками, переместить планеты, – это же
увлекательно.
Наверное, все дело в том, какой метод познания окружающего мира в жизни
ребенка первичен. То есть потому интерактивная Солнечная система так
увлекательна для папы, что он в свое время учил астрономию по
черно-белым картинкам. Графические образы вызывали бурю чувств и
фантазий, любопытство и благоговение, и вот теперь – ура, планеты
укрощены. Но правомерно ли начинать знакомство ребенка с астрономией
сразу с игры в «управление» планетами?
И в целом представления взрослых об увлекательности всего электронного
базируются на реакциях аборигенов бумажной культуры, то есть
объективностью не грешат. А что будет с безбумажным поколением – никто
не может знать. Идет игра с неоцененными рисками.
В какую сторону бежать?
Уже не первое десятилетие школу запрягают в лямку
информационных технологий, она везет – отчасти не по своей воле и не по
своему выбору. Полно всего дорогого, но так и не пригодившегося в ее
недрах.
– Но и самые модные школьные машинки не успевают за теми, которые лежат
в карманах детей. Только школы закупили оборудование нового поколения,
как ученики уже обзавелись новейшим, – говорят эксперты.
Это ей ставится в вину: школа не поспевает за технологиями. Мол, она и
за учеником не поспевает, потому что новыми технологиями не пользуется.
Вот внедряла бы, и нашлось бы время присмотреться к ученикам.
Только прежде чем сэкономить себе время на эффективное общение с
учениками, учитель должен найти время на поддержку виртуального общения
с уже наэлектризованными во всех смыслах родителями и непрерывно
создавать и поддерживать среду, в которой всем было бы комфортно, –
непростая специальная работа, отнимающая много времени. Опять же – от
чего отнимающая? От сосредоточенности на своем прямом деле –
организации и подготовки уроков.
Недавно немецкие ученые установили, что чем больше ученики пользуются
компьютерами, тем меньше их успехи в изучении иностранных языков и
математики. Системность и целостность восприятия, глубокая
погруженность во что-то становятся дефицитом.
Но и наши родители и учителя отмечают: в окружении кнопок ребята
пассивны. Участвовать в живом обсуждении, что-то делать самостоятельно
им уже не хочется, хочется – «опять туда».
Хотя вроде бы технология не дает ребенку препятствий, а только снимает
некоторые задачи, то есть, например, стеснительный, необщительный
ребенок может сам ознакомиться с результатами своей работы через
электронный дневник. Хорошо. Но ведь набраться храбрости и напрямую
расспросить учительницу, почему она ставит ему только тройки, – куда
как неплохо.
Родители на проводе
Уже не раз говорено: информатизация школ, во-первых, для
удобства чиновников: быстрый сбор отчетов и документов, мгновенная
обратная связь. Вторая цель тоже прагматическая: для вовлечения
родителей в жизнь школы. Признают решительно все, что сегодня без
участия родителей школа выучить не может, программа для ученика
неподъемна.
Поэтому родителям – все условия: переписка на форумах школьного сайта,
отчеты о жизни детей в школе, новости класса, электронный журнал.
Оценки, домашние задания, темы уроков – все это перестает быть частью
личной жизни ребенка, его личной заботой. И это хорошо, считают
взрослые, это дисциплинирует.
Разве их самих. Что касается детей, которым ни соврать, ни скрыть, ни
поступить по-своему, то им тотальный надзор и всеобщая унификация не
впрок. Особенно подросткам: возрастная потребность в обособлении
личного мира, отделении себя от близких остается неудовлетворенной и
влечет невротизацию.
Но не для ребенка же все это крутится-вертится в школах. Для показного
жеста, что и не скрывается:
– Раньше школы по оснащению сильно отставали от того, что у
детей дома, – констатирует чиновник, – а за два последних года мы
наверстали упущенное. Теперь школа не отстает от времени. Пусть ученика
в школе окружают вещи примерно такие же, как везде, ведь даже уличная
реклама сделана по последнему писку высоких технологий. А школа чем
хуже?
…Очевидно, к сожалению, увы-увы. Нет спроса на
профессиональную экспертизу, или некому ее проводить – но уж как есть.
И мы, кто в теме, зададим основные вопросы себе:
– А почему, собственно, в школе все должно быть так, как
везде, разве не должно что-то отличать школу от всего прочего?
– Все-таки что правильно – компьютер для человека или человек для
компьютера? Средство у нас – «кто» или «что»?