Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Холодная Марина, Леонтьева Ольга

Парадоксы детской одаренности. Окончание

Начало беседы – в № 18

Психологи считают: называть растущего человека одаренным так же опасно, как и вешать на ребенка ярлык бездарности. Мы разговариваем с Мариной Холодной – доктором психологических наук, профессором, лауреатом премий Президента РФ в области образования и федеральной программы «Одаренные дети»

Ольга Леонтьева. Хотелось бы, чтобы вы поподробнее рассказали именно об интеллектуальной одаренности.
Марина Холодная. Часто ее отождествляют с «коэффициентом интеллекта» – IQ, что принципиально ошибочно. Есть дети с высоким уровнем IQ, которые не могут учиться в обычной школе, которые никак не проявляют своих дарований во взрослой жизни?и т.п.
Интеллектуальную одаренность часто называют общей, поскольку она проявляется в разных видах деятельности. Однако очень важным является следующее обстоятельство: интеллектуальная одаренность всегда проявляется в определенной предметной области (шахматы, история, химия, техника и т.д.) как особая форма компетентности. Интеллектуальная одаренность одновременно предполагает высокий уровень когнитивных и метакогнитивных способностей, усвоение предметных знаний и особых способов мышления, наличие внутренней познавательной мотивации и специфических качеств личности.
Чтобы в обществе было много интеллектуально одаренных взрослых, не нужно проводить селекцию детей. Вместо этого необходимо для всех учеников создавать развивающую, обогащенную образовательную среду, в которой ребята смогут выбирать интересные для них занятия и встречаться с талантливыми взрослыми. При этом на первый план выходит содержание школьного образования, которое является питательной средой для формирования интеллектуальных ресурсов учащихся. Соответственно необходима разработка инновационных учебных материалов (учебников, учебных книг). Если кардинально повысить качество школьного образования, то признаки одаренности проявятся у подавляющего большинства детей.
О.Л. Говорят, что среди дошкольников признаки одаренности проявляются почти у всех, а потом почему-то исчезают…
М.Х. Легко спутать возрастные особенности и признаки одаренности. По мнению известного психолога Н.С.Лейтеса, каждый нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста проявляет признаки одаренности: дети этого возраста легко осваивают родной и иностранные языки, у них богатейшая фантазия, они креативны, задают множество необычных вопросов. Поэтому бессмысленно ставить вопрос о «раннем выявлении одаренности» в дошкольном возрасте, ранняя специализация в развитии способностей крайне опасна. С некоторой долей условности можно сказать, что в начальной школе дети проявляют признаки одаренности в изобразительно-художественной деятельности. Подростки – это деятели, на первый план у них выходят признаки социальной одаренности. Ученики старшей школы – исследователи, в этом возрасте молодые люди начинают понимать, что вокруг них огромный непознанный мир, их начинают интересовать глобальные вопросы: устройство вселенной, происхождение жизни, добро и зло.
О.Л. Всплески одаренности бывают в любом возрасте, но помогает ли школа их заметить, поддержать, развить? Похоже, современная система образования направлена на то, чтобы погасить любую одаренность в зародыше.
М.Х. Почти все дети приходят в первый класс с огромным желанием учиться, но всего через год их интерес к обучению резко снижается. Процесс учебы в школе часто противоречит психологическому естеству ребенка, поэтому он и теряет интерес к школе. Повторю еще раз: создание развивающей, обогащенной, вариативной, индивидуализированной образовательной среды для всех детей в рамках общеобразовательной школы – это единственно возможный путь для проявления индивидуальных дарований и формирования будущих одаренных взрослых.
О.Л. Может быть, для того, чтобы не погасить растущую одаренность и любознательность ребенка, лучше его вообще не водить в школу? Хотя бы до тех пор, пока система образования в корне не изменится.
М.Х. Вряд ли одаренный взрослый вырастет, не посещая школу. Все талантливые люди, которые есть в современном обществе, прошли через этот социальный институт.
О.Л. Ну и что?! У них не было другого варианта! Просто это – самые сильные, те, которые смогли отстоять свою индивидуальность вопреки школе, а не благодаря ей.
М.Х. Нельзя недооценивать роль школы, в ней всегда есть разнообразие, которое создает естественную среду для проявления одаренности. Любые «насильственные» меры – тестирование и разделение детей на одаренных и бездарных – приведут к созданию искусственной среды: в одни школы будут направляться особое финансирование и лучшие учителя, а другие останутся без самого необходимого, и таланты детей так и будут нераскрытыми. Селекция детей очень скоро может привести к тому, что в обществе вообще не будет одаренных взрослых. Вместо этого нужно создавать среду, в которой смогут сосуществовать дети с разными талантами и дарованиями, тогда они смогут вырасти в разнообразных, непохожих друг на друга и потому ценных для всего общества одаренных и счастливых людей.
О.Л. Счастье и талант – обязательно ли они сопутствуют друг другу? Существует ли одаренность вне зависимости от окружающего сообщества? Можно ли быть счастливым, наслаждаться собственным даром, если он никому, кроме тебя, не нужен?
М.Х. Чтобы взрослый человек был признан одаренным, в нем, кроме способностей, интеллекта, мотивации, знаний и накопленного опыта, обязательно должны присутствовать определенные нравственные качества, совокупность которых мы сегодня называем духовностью. Одаренный взрослый всегда думает о других, принимает во внимание их интересы, ему свойствен определенного рода альтруизм. Если эти нравственные качества отсутствуют, то человек может превратиться в деструктивную, асоциальную и в конечном счете несчастную личность. Вспоминаются два эпизода. В спецшколе для интеллектуально одаренных детей на уроке девочка ответила очень хорошо, но на перемене учительница ее упрекнула: «Ты должна отвечать оригинально, а не так, как все», – мол, не надо считаться с общим мнением, главное – отличаться от тех, кто рядом. И еще. Во время телевизионного ток-шоу старшеклассница из «класса для одаренных» с сочувствием сказала о своих «обычных» одноклассниках: «Что ж, мы же их понимаем и терпим». Взрослые промолчали...
Такой педагогический подход может привести к социальной изоляции детей с признаками одаренности, а в дальнейшем – к нравственным дефектам их личностного развития. Мы до сих пор не знаем механизмов одаренности, известно лишь, что у некоторых людей есть определенные дарования. Откуда? Неизвестно. Но, если есть дар, ты его должен вернуть.
О.Л. Люди редко по собственному желанию отдают долги, особенно, если они ничего ни у кого не брали… По-моему, для развития нравственных качеств в школе необходимо специально организовывать ситуации, в которых дети моли бы получать удовольствие от использования собственных дарований для пользы других людей – выставка картин, спектакль для мам, помощь отстающим в учебе, волонтерские проекты...
М.Х. Абсолютно согласна. Если мы хотим, чтобы как можно больше детей с признаками одаренности переходили по мере взросления в число одаренных и талантливых взрослых, надо заниматься не только их обучением, но и их воспитанием. Причем рядом с детьми должны быть опытные наставники, специалисты в той предметной деятельности, которая интересует ребенка, – все талантливые взрослые отмечали наличие таких значимых взрослых людей в своей жизни.
О.Л. Значимый взрослый должен быть у каждого растущего человека. Если он появляется «со стороны улицы», дарование может начать развиваться в нежелательную для общества сторону…
М.Х. Точно так же, как и богатая разнообразная среда должна окружать любого ребенка. Представьте, ребенок, которого называют одаренным, штудирует учебники, ходит из школы и домой за ручку с мамой. Кто из него вырастет?
О.Л. Однако так случается довольно часто, особенно после того как родители подвергнут своего ребенка какому-нибудь тесту на одаренность.
М.Х. Тесты имеют право на существование, но к ним нужно относиться осторожно. Никто не будет возражать против медицинского градусника, ведь это полезный инструмент, мы его постоянно используем. Но давайте задумаемся, что он фиксирует? Только один симптом – температуру. Градусник показывает температуру под 38, значит ли это, что человек болен? Не факт, возможно, у него стресс. Если температура 36.6, означает ли это, что человек здоров? Не обязательно, у него может быть онкологическое заболевание. Тест – это инструмент для измерения одного симптома, на основе которого нельзя строить никаких прогнозов.
О.Л. Итак, тесты не дают основания для прогнозов. Признаки одаренности у детей – вовсе не обязательное условие для их превращения в одаренного взрослого. Я знаю массу ребят, которых отличали от одноклассников не высокий интеллект и не конкретные дарования, а постоянная готовность к пробе сил в новом пространстве, про них учителя часто говорили: разбрасывается по пустякам, неусидчивый…
М.Х. В этом-то и состоит драма. Как правило, детей, которые на уроках невнимательны и отвлекают учителя неуместными, с его точки зрения, шутками и вопросами, называют неспособными. В то же время тех, кто выполняет все задания педагога и получает хорошие отметки, называют способными или одаренными. Это не так! Возможно, ребенок, который вызывающе ведет себя на занятиях, просто реагирует на то, что учитель недостаточно хорошо или неинтересно ведет уроки.
Система образования должна быть построена так, чтобы дети имели возможность изменять виды деятельности и чувствовать свою успешность. По этому принципу устроена финская школа: образование там бесплатно и индивидуализировано. Чтобы одаренность проявилась, необходимо воспитывать в каждом ребенке чувство самоуважения. Не путать с самооценкой!
О.Л. Мне всегда казалось, что эти два понятия – синонимы…
М.Х. Отнюдь. Самооценка – это сравнение себя с другими, а самоуважение – размышления о самом себе, точнее о своей деятельности. Самоуважение – это понимание того, что ты сделал правильно, а что – нет; что ты можешь и должен сделать. Оно формируется вне системы сравнивания себя с другими на основе некоторых внутренних критериев. У всех одаренных взрослых в наборе личностных качеств на первом месте – чувство самоэффективности, самоуважения и независимости, причем самооценка у них часто бывает занижена. Это один из парадоксов психологии одаренного человека.
О.Л. Про то, как можно развивать чувство самоуважения в общеобразовательной школе, я не слышала никогда. Как правило, учеба в школе разрушает уважение к себе у детей, которые не справляются с заданиями учителя, неуспешны на экзаменах. Вместе с внезапно потерянным «даром», ребенок, названный однажды «одаренным», рискует потерять и само­уважение. Может быть, вот оно – правило работы с детьми, из которых могут (должны!) вырасти одаренные взрослые: «Уважать каждого ребенка и всегда, в любых ситуациях, поддерживать в нем чувство самоуважения»?
М.Х. Согласна. Однако еще раз подчеркну – любая форма селекции детского населения приведет к тому, что у значительной части детей необратимо снизится чувство самоуважения, а у другой – необоснованно повысится самооценка. И как следствие, в нашем обществе резко уменьшится количество одаренных взрослых.

Рейтинг@Mail.ru