УУД на марше
Школу захлестнула новая методическая мания
Разрыв между инновационными идеями реформаторов и реальной
практикой учителей просто невероятный. Опыт претворения ФГОС на уроке,
например, очень красноречив. В обучении учителей все свелось к спискам
универсальных учебных действий, УУД, которые якобы и обеспечивают
достижение нового результата.
И люди пишут:
«Вот фрагмент из конспекта
современного учителя литературфы, с ним он идет в 6 класс преподавать
«Левшу» Лескова:
"УУД: личностные –
самоопределение. Регулятивные – целеполагание. Коммуникативные –
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового
характера под руководством учителя) способствуют формированию УУД.
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности. На
столах учащихся находятся: листы оценки своей деятельности на уроке,
листы для сбора информации по образу Левши, листы для составления
кластеров и синквейнов. Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем
выступать? В роли читателя, исследователя, мыслителя. Выполняя эти
роли, мы проследим, как формируется ваша жизненная позиция на примере
одного произведения, одного образа... Итак, в путь!"»
Комментирует учитель литературы Сергей Волков, главный
редактор журнала «Литература» нашего Издательского дома:
– Под такой язык переучивают сейчас учителей всей страны. По
новому стандарту учителя должны осмыслять и планировать свою
деятельность так, а не иначе. Теперь именно УУД положено в учениках
формировать. Не формируешь – плохой учитель. Вот пришли вы в класс и
поздоровались с детьми. Чтобы что? Раньше – чтобы поздороваться. Теперь
– чтобы сформировать личностные, регулятивные и коммуникативные
универсальные действия. И так каждое действие урока должно быть
разложено и просчитано. Не просто действия, а универсальные, учебные.
Надо задаться вопросом: что мы, учителя, делаем, зачем? И
навести резкость, вспомнить человеческий язык.
…Если наводить резкость, то станет видно, что эти пресловутые
УУД, расписанные три года назад Александром Асмоловым в целях
прояснения психологической подоплеки учебной деятельности ребенка,
совершенно неожиданным образом зажили своей жизнью, обретя методические
«ноги». За классификацию схватились, как за последнюю истину, и из
инструмента рефлексии она превратилась в содержание преподавания.
Другой вопрос – как мы такое допускаем?
А вот любим, любим мы методички, ведь как классно:
«п.2. Развитие речевого аппарата. Учитель: разогреем речевой
аппарат по папкам для беглого динамического чтения и таблицам для
расширения поля зрения» – цитата из разработки для 3 класса по учебнику
О.В.Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы».