В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Четыре фасона докторской мантии
Ученые анализируют национальные особенности моделей профессиональной самореализации в высшем образовании
Изучение эффективного контракта в разных странах привело
исследователей к мысли, что на достижения и карьерный рост
преподавателей влияют национальные особенности страны, в которой они
живут и работают. Об этом рассказал в НИУ ВШЭ Мартин Финкельштайн,
профессор Сэтон Холл Университета. В эти дни вышел перевод его книги
«Как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения
и контрактов».
Начнем сначала
В поле зрения ученых оказались следующие параметры:
–как человек попадает в систему: по конкурсу, по знакомству,
благодаря спонсорам;
– как происходит продвижение по карьерной лестнице: зафиксированы ли
подъемы во времени, насколько гибка траектория, зависит ли она от
человека или его продвигают;
– мобильность: можно ли скользнуть в другой вуз, на другой факультет, в
другую научную школу мира;
– система награждений: деньги, почет, другие блага;
– кто является нанимателем: университет, государство или фирма, на
которую работает вуз;
– как устроена система отношений в вузе: иерархия или коллегиальное
общество;
– что обязан делать преподаватель: заниматься научной деятельностью,
преподавать или совмещать то и другое;
– насколько преподаватели автономны: в какой мере они влияют на
принятие решений в вузе.
Проанализировав по этим параметрам систему в 26 странах, Мартин
Финкельштайн сделал обобщение, сведя результаты к четырем контекстным
моделям.
Где мы и каковы наши
традиции?
Континентально-европейская
модель свойственна старейшим университетам мира. Здесь
преподавателя нанимает управляющая компания. Никто не отвечает за
карьерный рост, нет никаких гарантий «по выслуге» – все зависит только
от того, как человек работает. При этом очень высока мобильность –
стоит только человеку найти более выгодное для себя предложение, пусть
даже в другом государстве, и он немедленно туда переберется. При таких
условиях карьера ученого оказывается совершенно непредсказуемой.
Отношения же внутри вуза остаются иерархическими, большое значение
придается дисциплине, субординации. То есть вуз – это не более чем
место работы, которое может безболезненно поменяться в любой момент.
Североамериканская
модель, напротив, предполагает достаточно предсказуемую
систему шагов в карьере преподавателя. В коллективе царит не иерархия,
а коллегиальность. Субординацию обеспечивает личный авторитет человека.
Латиноамериканская
модель. В ней интересно то, что попасть в образовательную
систему имеют шанс те, кто чего-то добился в своей профессии. И
нанимают таких преподавателей прежде всего для того, чтобы учить, а не
заниматься научной деятельностью. О мобильности здесь говорить не
приходится – преподаватели если и нанимаются, то предпочитают
оставаться на месте.
Российско-китайская.
На первый взгляд это объединение необосновано, где Россия, а где Китай.
Но в выбранной системе параметров (они выше) мы действительно очень
похожи. В Китае еще до недавнего времени были распространены «данвэй» –
поселки, обеспечивающие для научных работников единство семьи, работы и
досуга. Не так давно эти «академгородки» упразднили – как в России, так
и в Китае. Но из сознания их следы уйдут еще не скоро.
Российско-китайская модель предусматривает замыкание в университете
всех сфер жизни профессора. Университет – это центр всей жизни.
Человек попадает в систему, увы, не в соответствии со своими
способностями, а благодаря спонсорам, по знакомству или даже по
наследству, то есть по стопам родителей. В российско-китайской модели
нет как такового соревновательного духа между школами и вузами, нет
конкуренции. Карьерный рост человека тоже мало зависит от него самого –
в значительной мере преподаватель продвигается по выслуге или же
благодаря полезным знакомствам и личным отношениям.
Ни о какой мобильности здесь говорить не приходится – если уж человек
приходит в университет, то остается в нем на всю жизнь, и, вероятно,
даже его дети продолжат работу здесь же. Университет – центр всей
жизни, дружная семья, союз, основанный не столько на профессиональных,
сколько на личных привязанностях.
Для чего нам это знание?
В российской научной аудитории доклад Финкельштайна подвергся
критике. Во-первых, само понятие «нации» в Америке и России разнится.
Например, нельзя сказать достоверно, насколько русской является научная
школа в Казанском университете. Во-вторых, может ли американский ученый
быть объективным, если сам представляет одну из моделей. Если бы такое
исследование делали мы, взяли бы другие параметры.
Естественно. Но не помешает нам посмотреть на себя и под этим углом
обзора.
…У входа в университет две студентки обсуждают перспективы диплома:
«Пишу у NN, ученый он никакой, но человек хороший».
Пожилой профессор представляет студентам нового преподавателя: «Могу
доверить: хороший человек, он будет относиться к вам по-человечески».
Отношения впереди. Если в Америке профессор, только что влепив «неуд»
студенту, может спокойно пить с ним кофе, то мы отделить
профессиональные отношения от личных не можем. Критика по работе
приравнивается к личному оскорблению, а разделение точки зрения все
равно что готовность дружить. Переход на личности всюду, и это влечет
ту самую протекцию, высокую поддержку, на которых до сих пор строятся
отношения внутри университетов.
И если мы все еще это не фиксируем в своем сознании, резонно обратить
внимание на свежие отечественные исследования: основная причина
увольнения или, наоборот, привлекательности работы для россиян –
отношения с начальником. Главный плюс и главный минус любой работы.
Отличный профессионал может вообще остаться без работы, если не найдет
руководителя, лояльного к нему как личности.
«Не сошлись характерами» – эта формула действует не только при
разводах, но и при увольнении. Что семья, что работа – все едино. Вот
знаменитый учитель физики приходит в гимназию на небывалых условиях,
получает полный пакет услуг, медицинскую страховку, почет и уважение,
однако через три месяца покидает место работы из-за незначительного
конфликта с директором.
То есть личное и профессиональное мы не разделяем, и в этом автор
исследования прав. Другое дело, что по этому параметру он помещает нас
в глубину списка, рядом с Эфиопией. Однако не факт, что наша
«дремучесть» и эфиопская одной природы, культурно-исторические
контексты одного и того же качества совершенно разные. А значит, и
шансы обращения недостатка в достоинство у нас более высокие.
…В целом же мы получили пример глубокой проработки практики, без
которой никакие решения – в том числе по созданию эффективного
контракта – лучше не принимать.