Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Кириллова Светлана

Образовательный прогноз на 2030-й

Школа как барометр изменений в обществе и культуре

В Обнинске прошел X Всероссийский открытый форум «Образование: взгляд в будущее». Учителя собрались сюда со всех концов России – из Благовещенска, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Красноярска, Челябинска, Омска, Самары, Нижневартовска... Приехали, чтобы поговорить о проблемах, не относящихся к их повседневным заботам и обязанностям. Например, о том, что будет с мировым образованием в 2030 году, или о том, как овладеть пространством и временем. «Мы едем сюда ради глотка будущего», – сказали мне учителя. Организаторы форума – Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис» – охотно предоставляют им эту возможность. 

На форуме встречаются люди, которые в иных условиях не имели бы шансов даже узнать друг о друге. Встречаются учительница в четвертом поколении и руководитель образования, рассказывающий каждому собеседнику, каким огромным департаментом он руководит. Встречаются представители бизнес-школы и те, кто с энтузиазмом променял заработок экономиста на скромную зарплату учителя.
Например, Валентина Чуракина из Благовещенска оставила высокооплачиваемую профессию, чтобы стать преподавателем колледжа, и счастлива от этого выбора.
– Я очень хотела стать педагогом, – говорит она. – Однако когда я заканчивала школу, моя мама – учительница математики – мне запретила. «Только через мой труп!» – сказала она. Я училась на факультете экономики, вернулась в Благовещенск с красным дипломом, работала в горпромторге, внедряла разные формы оплаты труда. Однажды меня попросили почитать лекции студентам дневного отделения торгово-экономического колледжа. И вдруг я поняла: это мое! Я уходила с высокой зарплаты на более низкую. Возможно, хотелось бы поработать в гимназии с экономическим уклоном, но у нас в городе такой нет. Сейчас я читаю своим ученикам все экономические дисциплины, работаю с теми, кто пришел после 9 и после 11 класса. И ни о чем не жалею. Ту энергию творчества, которую дают дети, больше никто не может дать.


***

Педагоги говорят, что едут на форум ради встреч и новых идей. В свою очередь, людям из высшей школы – из МГУ и МПГУ, из московской школы управления Сколково и ВШЭ – любопытно взглянуть на современного учителя в приватной обстановке. Какие проблемы он обдумывает, когда рядом с ним нет ни начальства, ни учеников?
Ответ предсказуем. О своих бытовых проблемах, о зарплатах, о профсоюзах, о НСОТ и НПФ учитель забывает, как только выходит из школы. И очень не любит, когда ему о них напоминают.
Организаторы форума попробовали было расшевелить аудиторию, заговорив про новые формы оплаты труда и зарплатную комиссию в налоговой инспекции. Упомянули про составление должностных инструкций – и не получили никакой реакции.
Потом с педагогами начали разговаривать о времени и пространстве – и вот тут случился ажиотаж!
«Вчера мы проводили игру, во время которой все менялись местами: переходили от одного стола к другому. Но это нам только казалось, что мы менялись местами: во время игры мы поменяли пространство, – объясняет учителям Татьяна Ляшко, директор образовательных программ Малой академии наук «Интеллект будущего». – При этом вы сами видели, что весь процесс прошел иначе! А сколько в школе пространства! И оно – огромный образовательный ресурс. А есть еще пространство города, области, мира… Мы должны обдумать, как их активно использовать».

***

Главной изюминкой форума вот уже третий год является форсайт-сессия «Образование 2030». Директор департамента образовательных программ московской школы управления Сколково Павел Лукша знакомит учителей с перспективами мирового образования в 2030 году. И каждый год встречает бурную реакцию аудитории.
Для большинства людей будущее – как смерть. Оно предстает перед человеком, и тот либо принимает его, либо нет. Но для учителя будущее – как золотой слиток: оно имеет особый вес и цену. Более того: далекое будущее волнует педагогов больше завтрашнего дня. Возьмем, например, дату: 2030 год. Для непосвященных – абстракция. А учителя быстро подсчитали: те, кто будут принимать решения в 2030 году, уже ходят в школу! То есть будущее зависит от педагогов, от их решений.
Первая форсайт-сессия состоялась на форуме в 2010 году и, по рассказам тех, кто видел ее сам, вызвала бурю в зале. Кто-то кричал, а кое-кто рыдал, словно потерял близкого друга. С тех пор прогнозы на 2030 год, которые представители Сколково предлагают российским учителям, стали более осторожными. И, пожалуй, даже чуть-чуть более оптимистичными.
Например, сегодня учителей утешили: в 2030 году не будет тотального диктата интернет-образования. В ближайшее десятилетие начнут функционировать интернет-университеты, рассчитанные минимум на 500 миллионов человек (и Россию никто не приглашал в составители их программ). Однако к 2030 году образование, получаемое «с живым учителем», все же останется. Хотя это будет, конечно, не слишком большой сектор рынка!
Ну а сами учителя? Как они оценивают прогноз форсайта? Сможет ли к 2030 году образование разделиться на два неравных сектора – в одном, подавляющем, будет интернет-обучение, а в другом, небольшом, – личные занятия с педагогами?
– Не уверена, – считает победитель Всероссийского конкурса «Педсовет» Жанна Бородько, учитель школы № 1, которая уже несколько лет ведет интернет-занятия для детей с особыми нуждами в городе Удомля Тверской области. – По моему опыту с такими детьми необходимы занятия «глаза в глаза». Кроме того, нужен комплект дорогостоящей аппаратуры, а он по карману далеко не каждому родителю. Не думаю, чтобы в сельской местности все это могло осуществиться даже в ближайшее десятилетие.
– Не уверена, – говорит Валентина Чуракина, преподаватель Благовещенского торгово-экономического колледжа. – Раньше я говорила ребятам, что из интернета надо брать только то, что проверено: электронные учебники, например. Но недавно мы столкнулись с тем, что одна и та же фраза до точки с запятой переходит не из реферата в реферат (к этому мы уже привыкли), а из учебника одного известного автора в учебник другого известного автора. Так что я строю урок так: берем то или иное определение из интернета и записываем его на доске. К концу они должны понять, что интернет – это только один из помощников при изучении предмета. Решение проблемы должно сложиться у них в головах.


***

В определении будущего эти педагоги расходятся с представителями школы управления Сколково. Может быть, они лучше угадывают ее настоящее? Организаторы форума раздали участникам огромные листы плотной бумаги и предложили символически изобразить Школу. Школу в мире. Школу в самой себе. Школу для детей и родителей. Школу для них самих.
Картины получились нерадостными. Вот лестница с крутыми ступенями, по которым пытается заползти изнемогающий под тяжестью знаний ученик (учитель снизу его подпирает или подталкивает). Верхние ступени лестницы (там, где таится гипотетическое будущее) теряются в облаках. Полный туман и нулевая видимость. А на школьной ступеньке возлежит, как турецкий паша, громадный мешок с надписью «ЕГЭ». «Никто не знает, для чего он нужен: то ли ЕГЭ – подарок, то ли – дополнительный груз», – объяснили учителя.
Еще одна картина. В центре листа – странное узкое помещение. Там сидит ученик. «Это что, тюремная камера?» – затаив дыхание, спрашивает кто-то.
ЕГЭ присутствует на каждой картине. И, признаться, вид у него неприятный. Присутствуют на картинах и СМИ – хотя, строго говоря, отношения к системе образования они не имеют. Быстро выясняется, что педагоги называют СМИ только интернет. Они, кажется, забыли, что есть на свете бумажные газеты.
Но вот что удивительно: изображая символическую Школу, авторы рисунков – все без исключения – забыли нарисовать стандарты. ЕГЭ педагоги приняли. А вот ФГОСы не вписываются в их картину мира. Пусть даже самые маленькие, в уголке картины…
Настоящим открытием для участников форума стала символическая Школа, которую изобразили школьники. Эти дети из Республики Тыва приехали на конференцию школьных научных обществ. Семиклассники и девятиклассники нарисовали яблоню. Корни этой яблони, как объяснили мне девочки Ангырак Кужукет и Алдын-Сай Монгуш, – это Министерство образования. Оно всех питает и всем дает деньги. Яблоки – это мы, расшифровал Альберт Дуктен-Оол. Ствол дерева – система образования, а кора на нем – учителя. И вот еще одна вещь: в стволе есть символическое дупло.
В нем – все недостатки системы образования, которые рано или поздно разрушат дерево…
Тут кто-то из учителей тихонько ахнул. Про недостатки в кулуарах говорили охотно. Но никому из участников форума не пришло в голову вписать их в свою картину Школы!


***

Авторы этого замечательного рисунка приехали на форум из Кызыла – столицы Республики Тыва. Они учатся в ГАО «Тувинский республиканский лицей-интернат». У них есть научное общество с девизом «Через тернии – к звездам». Девиз значимый. Ведь все выпускники лицея из Кызыла рано или поздно оказываются в Москве: либо в МГУ, либо в МГТУ.
Слушая их, трудно поверить, что до поступления в лицей (а туда набирают по конкурсу с седьмого класса) почти никто из них не говорил по-русски. В сельских школах Тывы на русском языке не разговаривают, его изучают только в письменном виде. Отучившись в лицее-интернате всего лишь год, некоторые ученики лицея без труда побеждают в олимпиадах по русскому языку для девятиклассников. Система занятий в лицее явно противоречит тому, что предлагает Минобрнауки РФ: маленькие классы (20 человек), деление на группы, индивидуальная работа с каждым учеником.
– Тыва – аграрная республика. Дети приходят из всех коожунов (районов) республики, – рассказывает Ирина Кучумова, замдиректора лицея по научно-методической работе. – Русский для наших учеников – по большей части, иностранный. Поэтому все предметы ведутся на тувинском языке. Но видите – вскоре они все свободно начинают говорить и писать по-русски. Где мы берем таких талантливых детей? Набираем их со всех концов республики по олимпиадному тренингу. Мы приглашаем детей со всех районов на сборы, учим их, даем возможность решать нестандартные задачи, а затем – применять полученные знания на практике. Можно, конечно, проводить простое тестирование по результатам школьной программы. Но оно не дает такого эффекта. Уже два года мы проводим в республике олимпиадные тренинги, и те дети, которых мы в результате набираем, существенно отличаются от тех, кого мы приняли по результатам тестов.
 …Учителя были правы. Будущее 2030 года не было абстракцией. Оно уже сидело в зале. И за это будущее можно было не беспокоиться.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта ProCapital. ProCapital - это форум ведущих трейдеров и инвесторов, который поможет узнать все о проп, прочесть последние новости рынка Форекс и памм, приобрести новые полезные и выгодные деловые связи и знакомства. А так же интернет проект ProCapital регулярно проводит профессиональные конкурсы с ценными денежными призами для участников. Сайт интернет проекта ProCapital располагается по адресу http://procapital.ru/

Рейтинг@Mail.ru